Найти тему
ABW

Революционный "Пазик" для города вышел на работу в Павлово

Первый серийный автобус CITYMAX 9, изготовленный на Павловском автобусном заводе, с начала января стал перевозить пассажиров на одном из городских маршрутов в Павлово.

Впервые эта машина была представлена на выставке "Комтранс-2021" в Москве и сразу же получила название "прорывной". Автобус среднего класса CITYMAX 9 разрабатывался Группой ГАЗ как модель начального уровня в новой линейке пассажирского транспорта, создаваемой на единой унифицированной платформе и включающей машины длиной от 9,7 до 19 м с вместимостью от 70 до 200 человек. В основе платформы CITYMAX – модульный подход, который позволит в дальнейшем выпускать широкий ряд различных модификаций автобусов под требования заказчика за счет установки передних масок с различными вариантами дизайна, конструирования различных вариантов компоновки салона и применения различных типов двигателей (дизельных, газовых, электрических, водородных).

-2

Фото Группы ГАЗ

CITYMAX 9 оказался не только самой маленькой моделью в перспективной линейке Группы ГАЗ (его длина – 9750 мм), но и самой радикальной с точки зрения конструкции. Автобус имеет заднемоторную компоновку, при этом передняя ось максимально сдвинута вперед, так что кабина водителя находится над арками передних колес; весь пол в пределах колесной базы имеет низкий уровень и только в задней части ступенчато поднимается над ведущим мостом; также в пределах колесной базы устроены две широкие (1140 мм по поручням) пассажирские двери. Такое решение, отчасти напоминающее белорусские троллейбусы и электробусы "Витовт", позволило получить рекордную для своего класса площадь низкого пола (10 кв.м) и использовать обычные, а не дорогие портальные переднюю ось и ведущий мост.

-3

Фото RCI News

В конце минувшей осени на Международной выставке BW Expo 2022 в Москве Группа ГАЗ продемонстрировала уже предсерийный вариант CITYMAX 9. В декабре на Павловском автобусном заводе стартовало серийное производство этой модели, получившей заводской индекс ПАЗ-422320-04.

-4

Фото Дмитрий Воронеж / fotobus.msk.ru

Поступивший в МУП "Павловское ПАП" автобус слегка отличается от выставочного экземпляра: скромный белый цвет, отсутствие тонировки на окнах и декоративных колпаков на колесах слегка простят машину, но, видимо, таков был выбор заказчика.

-5
-6

Фото Дмитрий Воронеж / fotobus.msk.ru

В салоне автобуса предусмотрено 25 мест для сидения и место для инвалидной коляски напротив первой двери. В проеме между дверями устроена накопительная площадка. Общая пассажировместимость с таким вариантом компоновки – 77 человек (70 – с коляской).

Автобус оснащен 215-сильным турбодизелем ЯМЗ-534. На видео можно услышать, как он работает. Автоматическая 6-ступенчатая коробка передач разработана в Объединенном инженерном центре "Группы ГАЗ", а производит ее завод "Нижегородские моторы". Ведущий мост уже "в базе" оснащен электромагнитным ретардером, который обеспечивает ступенчатое замедление (при этом его интенсивность может регулироваться в зависимости от конкретных условий). Все рабочие тормозные механизмы – дисковые. Подвеска передних и задних колес – зависимая, пневматическая. Несмотря на достаточно большую колесную базу (5,8 м), CITYMAX 9 обладает высокой маневренностью – радиус разворота у него всего 8,8 м (все благодаря тому, что угол поворота управляемых колес составляет 53 градуса). Этого вполне достаточно для работы на городских маршрутах.

-7

Фото RetroBus: непосредственный впрыск

Из интересных решений, примененных на CITYMAX 9, стоит отметить, например, систему "книлинга", которая может работать в автоматическом режиме: при задании определенного алгоритма кузов перед открытием дверей будет сам наклоняться в сторону остановки. Необычно исполнение внутреннего освещения салона: свет от плафонов равномерно рассеивается по потолку и отражается вниз. Светодиодная подсветка предупреждает о закрытии дверей за счет изменения цвета.

-8

Фото RetroBus: непосредственный впрыск

-9

Фото Дмитрий Воронеж / fotobus.msk.ru

Заднемоторная компоновка позволила улучшить эргономику рабочего места водителя: в кабине у нового "пазика" просторно, уровни шумов/вибраций снижены до минимума. Приборная панель – комбинированная. На "мультируле" – кнопки управления меню бортового компьютера (слева) и громкостью аудиосистемы (справа). Рулевая колонка регулируется по наклону и вылету.

-10

Фото Yozhik_NN / fotobus.msk.ru

Кузов автобуса CITYMAX-9 изготовлен с применением современных композитных материалов, которые отличаются легкостью (а чем меньше масса кузова, тем меньше расход топлива), практичностью и не подвержены коррозии (значит, и срок службы больше).

-11

Очевидно, что уже очень скоро CITYMAX-9 сможет составить серьезную конкуренцию популярному в России МАЗ-206, который хотя и короче почти на метр (длина – 8800 мм), но имеет сходные характеристики по пассажировместимости (общая – 72 человека; мест для сидения – 27). Да, Минский автозавод планирует две модели среднего класса в новом семействе (9,5-метровый МАЗ-306 и 10-метровый МАЗ-310 как с дизелем, так и на батарейках). Но когда они еще появятся, да и смогут ли конкурировать по цене с "Пазиком"?

-12

Что касается электрической версии автобуса CITYMAX-9 (а должна быть и такая), то здесь у белорусов уже имеется альтернатива в виде электробуса E490 от "БКМ Холдинга" (ранее "Белкоммунмаш"). Он имеет схожую компоновку с низкопольной центральной частью салона в колесной базе. Правда, маленький "Витовт" оснащен подруливающей задней осью производства нидерландской компании VSE – удастся ли такую импортозаместить?

-13

Другой вариант – сделать новый 10-метровый электробус на базе модели E420 Vitovt Electro, убрав одну секцию из центральной части. И, возможно, укоротив еще и задний свес (а батареи перенести на крышу).