Из истории старой доброй рекламы по-калининградски
С чего начиналась калининградская реклама? С объявлений в газетах, которые в ту пору тоже делали лишь первые шаги.
Объявления были чисто текстовыми – в местной печати поначалу вообще иллюстраций почти не встречалось. Под занавес 40-х иллюстрированная реклама по-калининградски уже стала появляться, однако ещё долго оставалась редкостью. Нормой же было набрать мелким шрифтом колонку «Требуются», расставив вокруг в том же ненавязчивом стиле:
«Вклады в облигации выгодны вам и государству», «Новое поступление в магазин тканей», «Не забудьте поздравить с 7 Ноября родственников и знакомых, воспользуйтесь услугами телеграфа».
Увидев подобное, пиарщик из прекрасного далёка, наверное, схватился бы за голову: это же кладбище рекламы! Но «кладбище» работало не хуже навороченных глянцевых красот. Более того, многие начинали читать газеты с конца, где тогда публиковалась информация на коммерческой основе. И не исключено, что большой официоз на первой полосе мог по просмотрам уступить слепому объявлению на газетных задах:
«Ушла корова, красно-пёстрой масти, спина белая, ростом небольшая. Знающих просьба сообщить по адресу: ул. Орудийная, д. 38».
И всё же порой калининградский рекламодатель замахивался на большее, раскошеливаясь на художественное оформление. Реклама эта была такой же чёрно-белой, как и тогдашние газеты. Однако она казалась ярким пятном, выделяясь на общем фоне.
Мало-помалу самый западный рынок рекламы рос, прибавлялось и заказчиков, желающих эффектнее подать товары-услуги. Вот однажды и было решено создать в Калининграде специализированное издание.
И 12 января 1973-го в местных киосках «Союзпечати» появился № 1 нового еженедельника – рекламно-информационного приложения к газете «Калининградская правда».
Та первая ласточка выглядит робким птенчиком на фоне нынешних рекламных ястребов. Ведь даже там реклама оставалась по-советски скромной. Как и ранее, она советовала, а не навязывала. Тем не менее это был прорыв.
Что же было в том номере?
Служба быта предлагала пользоваться услугами фабрики ателье «Индпошив» и бюро Горсправки. Универмаг «Маяк» информировал о последних поступлениях в свои отделы. Магазин «Дары моря» и Калининградский рыбоконсервный комбинат презентовали только что разработанные продукты – пасту «Океан» и «Крилевое масло».
Также там можно было познакомиться с карточками «Спортлото» нового образца, узнать, как их заполнять и где они продаются. Ещё имелись раздел объявлений об обмене квартир и программа передач телевидения и радио на будущую неделю, что особенно порадовало читателя. И за всё это – всего две копейки!
Через неделю, в следующую пятницу, вышел № 2 рекламного вестника. И в то утро его уже вовсю спрашивали в киосках – печатную новинку калининградцы сразу оценили по достоинству.
К слову, десять лет спустя там открылась и рубрика знакомств.
«Женщина 44 лет интеллигентной профессии с ж/п (жилой площадью) желает познакомиться с бывшим военным без в/п (вредных привычек) не старше 50 для создания семьи».
И эти «непристойные» объявления первое время увлечённо читали даже те, у кого на личном фронте царил мир. Очень уж неожиданно было увидеть такое в советской газете.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: