Найти в Дзене

Купите, мама, Лёше отличные галоши

Из истории старой доброй рекламы по-калининградски

Такая разная калининградская ретрореклама. То вдруг позволяли себе какие-то буржуазные вольности, то зачем-то рекламировали и без того всем известную кирзу...
Такая разная калининградская ретрореклама. То вдруг позволяли себе какие-то буржуазные вольности, то зачем-то рекламировали и без того всем известную кирзу...

С чего начиналась калининградская реклама? С объявлений в газетах, которые в ту пору тоже делали лишь первые шаги.

Объявления были чисто текстовыми – в местной печати поначалу вообще иллюстраций почти не встречалось. Под занавес 40-х иллюстрированная реклама по-калининградски уже стала появляться, однако ещё долго оставалась редкостью. Нормой же было набрать мелким шрифтом колонку «Требуются», расставив вокруг в том же ненавязчивом стиле:

«Вклады в облигации выгодны вам и государству», «Новое поступление в магазин тканей», «Не забудьте поздравить с 7 Ноября родственников и знакомых, воспользуйтесь услугами телеграфа».

Увидев подобное, пиарщик из прекрасного далёка, наверное, схватился бы за голову: это же кладбище рекламы! Но «кладбище» работало не хуже навороченных глянцевых красот. Более того, многие начинали читать газеты с конца, где тогда публиковалась информация на коммерческой основе. И не исключено, что большой официоз на первой полосе мог по просмотрам уступить слепому объявлению на газетных задах:

«Ушла корова, красно-пёстрой масти, спина белая, ростом небольшая. Знающих просьба сообщить по адресу: ул. Орудийная, д. 38».
В начале 70-х калининградцам ещё на полном серьёзе разъясняли, что же это за напиток такой – кофе
В начале 70-х калининградцам ещё на полном серьёзе разъясняли, что же это за напиток такой – кофе

И всё же порой калининградский рекламодатель замахивался на большее, раскошеливаясь на художественное оформление. Реклама эта была такой же чёрно-белой, как и тогдашние газеты. Однако она казалась ярким пятном, выделяясь на общем фоне.

Мало-помалу самый западный рынок рекламы рос, прибавлялось и заказчиков, желающих эффектнее подать товары-услуги. Вот однажды и было решено создать в Калининграде специализированное издание.

И 12 января 1973-го в местных киосках «Союзпечати» появился № 1 нового еженедельника – рекламно-информационного приложения к газете «Калининградская правда».

В 1973 году пивкомбинат в Калининграде начал выпуск «фирменной» минеральной воды. По своим целебным свойствам новинка не уступала лучшим аналогам
В 1973 году пивкомбинат в Калининграде начал выпуск «фирменной» минеральной воды. По своим целебным свойствам новинка не уступала лучшим аналогам

Та первая ласточка выглядит робким птенчиком на фоне нынешних рекламных ястребов. Ведь даже там реклама оставалась по-советски скромной. Как и ранее, она советовала, а не навязывала. Тем не менее это был прорыв.

Что же было в том номере?

Тогдашняя реклама советовала, а не навязывала. А то, что нынче кажется очевидным, порой узнавали лишь на старости лет – из случайно увиденной рекламы...
Тогдашняя реклама советовала, а не навязывала. А то, что нынче кажется очевидным, порой узнавали лишь на старости лет – из случайно увиденной рекламы...

Служба быта предлагала пользоваться услугами фабрики ателье «Индпошив» и бюро Горсправки. Универмаг «Маяк» информировал о последних поступлениях в свои отделы. Магазин «Дары моря» и Калининградский рыбоконсервный комбинат презентовали только что разработанные продукты – пасту «Океан» и «Крилевое масло».

Социальная реклама по-калининградски к Новому 1973 году
Социальная реклама по-калининградски к Новому 1973 году

Также там можно было познакомиться с карточками «Спортлото» нового образца, узнать, как их заполнять и где они продаются. Ещё имелись раздел объявлений об обмене квартир и программа передач телевидения и радио на будущую неделю, что особенно порадовало читателя. И за всё это – всего две копейки!

А вдруг кто-то ещё не в курсе, что шоколад – это очень вкусно
А вдруг кто-то ещё не в курсе, что шоколад – это очень вкусно

Через неделю, в следующую пятницу, вышел № 2 рекламного вестника. И в то утро его уже вовсю спрашивали в киосках – печатную новинку калининградцы сразу оценили по достоинству.

Сегодня «центр управления», комбинат парикмахерских, остался в прошлом – каждая цирюльня теперь сама себе хозяин. А клиент – всегда прав. Так что если уж кто пожелает покрасить волосы – значит, так тому и быть!
Сегодня «центр управления», комбинат парикмахерских, остался в прошлом – каждая цирюльня теперь сама себе хозяин. А клиент – всегда прав. Так что если уж кто пожелает покрасить волосы – значит, так тому и быть!

К слову, десять лет спустя там открылась и рубрика знакомств.

«Женщина 44 лет интеллигентной профессии с ж/п (жилой площадью) желает познакомиться с бывшим военным без в/п (вредных привычек) не старше 50 для создания семьи».

И эти «непристойные» объявления первое время увлечённо читали даже те, у кого на личном фронте царил мир. Очень уж неожиданно было увидеть такое в советской газете.

Этот магазин, открывшийся в далёком 1966 году, до сих пор работает всё там же. Один из последних советских могикан в Калининграде
Этот магазин, открывшийся в далёком 1966 году, до сих пор работает всё там же. Один из последних советских могикан в Калининграде

Владислав Ржевский,

автор канала «Калининградская Пруссия»

Смотрите также: