Найти тему

Корпоративная книга продаж: что это, зачем и как

Вы попросили - я пишу.
Вообще немного странно, что вопрос/запрос возник только сейчас, и ай-яй, что я до сих про него не писала)) Потому что инструменту этому уже много лет, и многие компании свои Книги Продаж написали, забросили, вытащили из небытия, переписали, снова забросили 😂
И да, не путайте данный документ с бухгалтерской книгой продаж, предназначенной для регистрации счетов-фактур)

Корпоративная книга продаж - "библия отдела продаж" (всегда умиляюсь, когда встречаю подобные определения)))) Ну то есть эмоционально всё верно - это некая священная для продажников информация, но содержательно... Ничего непонятно, но очень интересно))

На деле всё просто. Корпоративная книга продаж - сборник всех необходимых правил, информации, скриптов, примеров, которые специалист по продажам использует в своей работе.

Вот так чтобы новичок отдела продаж взял книгу - прочитал - и чётко понял, что и как ему нужно делать. А старичок взял книгу - перечитал - и понял, что и где у него идёт так, а что и где не так, и что исправить/применить, чтобы пошло так.

Обратите внимание, книга продаж - это не про красивые глянцевые материалы, которые лежат под подушкой у коммерческого директора, где красиво отрисована структура отдела продаж и художественно сфотографирован товар. Это про рабочий инструмент, который должен быть просто затёрт до дыр продажниками.

Она нужна для фиксации общих норм и структурирования разрозненной информации о продажах и продукте, которая обычно есть у переговорщиков.

Ну и далее уже новички проходят адаптацию с помощью этой книги, а опытные сотрудники самостоятельно решают локальные вопросы/сложности, ищут в книге ответы и подсказки.

Что бывает, если книги продаж нет (а её часто нет, потому что либо руки не доходят, либо руководство считает её формальностью)?
В этом случае у каждого продажника есть своя, обычно с трудом и набитыми шишками набранная информационная база - какие-то фразы, какие-то письма, какие-то шаблоны, - у всех разные, не структурированные, часто ошибочные и порой противоречащие друг другу. При этом один продажник может знать тонны информации про продукт, но понятия не иметь, как отвечать на возражения, а другой - иметь (например, с прошлой работы) отличный алгоритм ответа на возражения, но не знать о технологии производства продукта, о которой спрашивают клиенты.
Соответственно, все работают по-разному, создавая эффект "лебедя, рака и щуки". Ошибки тиражируются, репутация в глазах клиента падает, - потому что он всё время получает разномастные ответы/КП/письма и понимает, что нет никаких стандартов.

Содержание книги продаж

Обычно (нуууу, условно "обычно", потому что чего в неё только не включают))) в корпоративную книгу продаж включают (в интернете много шаблонов содержания, я возьму ключевые блоки и приведу примеры):

✔️ Нормирующие документы

Например:

  • должностная инструкция продажника,
  • стандарты ведения CRM-системы,
  • дресс-код для выезда на встречи,
  • нормы деловой переписки с клиентом и пр.

✔️ Информацию о продукте компании

Например:

  • описание ассортимента компании,
  • информация о сырье/методах производства (поставки) продукта,
  • фото ключевых продуктов,
  • система ценообразования/элементы прайс-листа и т.п.

✔️ Теоретические блоки и описания методик/приёмов/алгоритмов продаж

Например:

  • информация о позициях общения,
  • описание этапов продажи,
  • информация о невербальных и паравербальных особенностях контакта,
  • описание методов преодоления секретаря,
  • алгоритмы презентационных фраз/ответов на возражения,
  • приёмы дожима и т.п.

[Половина раздела про продажи/переговоры из моего Дзена там легко может оказаться. Но теорией лучше не увлекаться))]

✔️ Скрипты и шаблоны

Например:

  • скрипты первичного и повторного звонка,
  • образцы писем для клиента на разных этапах общения,
  • списки вопросов для выяснения потребностей и образцы анкет/брифов,
  • тексты презентаций,
  • ответы на типовые возражения,
  • фразы, помогающие дожать клиента на разных стадиях принятия решения и пр.

[А вот здесь как раз стоит увлекаться, описывая реально работающие фразы, шаблоны и примеры. Впрочем, в идеале - чтобы была и небольшая теоретическая основа, и примеры к ней, тогда сотрудники не заучивают фразы бездумно, а понимают, как и за счёт чего они работают]

✔️ Клиентские кейсы

Например:

  • описания крупных клиентов компании и продуктов, которые они берут,
  • примеры конкретных реализованных проектов,
  • расписанные легенды из серии "получилось хорошо",
  • ошибочные ситуации из серии "так не надо".

Главное: нет задачи сделать корпоративную книгу продаж максимально объёмной, есть задача сделать её максимально практически применимой!

Ну то есть в идеале поставить себя на место "нулевого" новичка в отделе продаж, и пройти с ним пошагово по всем его типовым вопросам.

Что мне вообще надо делать? - Ага, нужен перечень функций продажника и описание рабочего места.

Что мы продаём? - Ага, нужно описание ассортимента (если он огромный - например основных групп).

А откуда мы это берём? - Так, нужна краткая схема производства/поставок (в той части, которую должен понимать продажник).

А как продаём/откуда берётся клиент? - Ага, нужно описание основных клиентских шагов (этапов продажи).

А как цену ставим? - Так, правила ценообразования/скидок/прайс.

А где мне взять базу? - Так, нужны правила распределения базы и отсылки к сервисам, в которых она хранится.

А вот я взял контакт, как позвонить? - Так, нужны правила звонка и пример/скрипт.

А что/как написать? - Нужен образец письма.

А что включить в КП? - Нужен шаблон типового КП и несколько примеров из разных клиентских сфер.

А если мне скажут, что дорого/долго/не нужно? - Нужны хорошие качественные ответы на типовые возражения.

Ну и так далее, а то статьи не хватит)))

И тут возникает вопрос - а как быть, если ситуация меняется, рынок меняется, продукт меняется и всё это происходит постоянно??
Плакать (нет)))
А в этом заключается одна из важнейших особенностей корпоративной книги продаж - она постоянно меняется!
Раньше мы в основном общались с клиентом по телефону - и в книге продаж было много скриптов телефонных переговоров. Теперь мы перешли в мессенджеры - и добавили раздел с правилами и примерами переписки в мессенджерах.
Что-то мы вывели из ассортимента - и убрали из книги, что-то добавили - и внесли в книгу.
Встретились с какой-то сложной ситуацией, которая раньше не возникала - решили её, описали, включили в книгу. Теперь все могут посмотреть, как решаются такие ситуации.

Надеюсь, к этому моменту вам уже предельно понятно, что корпоративную книгу продаж нельзя просто купить или скопировать из интернета [помню, один из потенциальных клиентов - реальным он так и не стал - как-то хвалился, что ему удалось украсть книгу продаж одной очень крупной федеральной сети. Но... что-то она не сработала]

Конечно, теорию продаж, методики, алгоритмы и начальные шаблоны вы возьмёте уже готовые, и они будут очень похожими (а то и полностью совпадающими) на методики и алгоритмы других бизнесов, однако основная часть будет ваша.

И дело даже не в том, что у вас другой продукт (в конце концов, наименование продукта можно заменить))), а в том, что у вас другой подход к клиенту, другие принципы работы, другие фокусы внимания, другие сложности с действующей клиентской базой.

А ещё в том, что если вы возьмёте книгу даже полугодовой давности - она скорее всего будет уже устаревшей, как минимум частично.

Так что - надо собираться с силами и мыслями и писать свою корпоративную книгу продаж.

Собирать те материалы, которые уже готовы (стряхивать пыль, осовременивать, укорачивать, систематизировать), а также смотреть, какие белые пятна в работе продажников есть и создавать материалы для их закрытия.

Кстати говоря, вам может понадобиться и информация, не хранящаяся в компании - например, для одного оптовика нам с коллегами пришлось трясти вендоров-производителей, чтобы добыть ряд очень нужных отделу продаж материалов про характеристики товара и особенности производственного процесса.

Надеюсь, для вводной достаточно)))

Вопросы задавайте. Опытом и отношением делитесь: видели корпоративные книги продаж? Пользуетесь? Работают?

[Чтобы было нагляднее, завтра размещу кусочек корпоративной книги продаж]

______________________

Ещё немного про документы, нормы и стандарты:

Это правда не книга продаж, а манускрипт для управленцев, то тоже красивое)) Для иллюстрации)
Это правда не книга продаж, а манускрипт для управленцев, то тоже красивое)) Для иллюстрации)