Осенью 1942 года сын Иосифа Виссарионовича Сталина Василий, служил в 434-м истребительном авиаполку 8-й воздушной армии, под Сталинградом. Младший сын «Отца народов» служил в особой авиагруппе, в состав которой входили исключительно летчики-асы и инструкторы. Укомплектована данная авиагруппы была самолетами «Як-7Б». Однако, на самолете Василия Сталина красовалась надпись «За Володю!», что явно его выделяло среди других. В этой статье мы хотим рассказать о том, почему на самолете Василия Сталина появилась надпись «За Володю!».
Не единственный «высокопоставленный» сын в авиационном полку
Василий Иосифович был не единственным сыном высокопоставленных чиновников в данном полку. Так, среди его сослуживцев были Степан и Владимир Микояны, сыновья Анастаса Микояна, который являлся в то время наркомом внешней торговли СССР. Примечательно, что Владимир Микоян был одним из самых молодых летчиков в полку. Он добился поступления в Качинскую военную авиационную школу после окончания 9-го класса. В то время, в академии уже учился его старший брат Степан и лучший друг Тимур Фрунзе (погиб в воздушном бою 19.01.1942 года).
Ускоренный курс обучения Владимир Микоян завершил в феврале 1942 года. По окончанию курса ему было присвоено звание «лейтенант». В начале своей военной карьеры, Владимир Микоян служил в запасном авиационном полку, в Подмосковье. Совершал полеты на самолетах «Як-1» и «Харрикейн». В процессе службы получил звание «старший лейтенант».
Осенью 1942 года Владимир Микоян получает назначение в 434-й истребительный авиаполк Резерва Главного Командования, который располагался под Сталинградом. Владимир Микоян был самым молодым летчиком (на момент назначения ему только-только исполнилось 18 лет – прим.), а потому был назначен адъютантом авиаэскадрильи (ранее должность называлась начальник штаба эскадрильи – прим.). Все свои полеты Микоян выполнял исключительно в окрестностях авиабазы.
Первый боевой вылет, который стал последним
18 сентября 1942 года состоялся первый и последний боевой вылет Владимира Микояна. В этот день, летчики 434-го авиаполка выполняли 2 полковых вылета тремя группами по 8 самолетов, для прикрытия советских войск. В ходе боевых вылетов, советские летчики должны были перехватывать самолеты противника еще за линией фронта и заставлять их сразу же сбрасывать боеприпасы, не долетая до фактического места боёв. Стоит отметить, что перехватывали не только немецкие бомбардировщики «Хейнкель», но и сопровождающие их «Мессершмитты».
После окончания первых двух вылетов, летчики были явно вымотаны. Потерь не было. Подготовка к очередному вылету прошла довольно быстро, а главное были сформированы новые группы:
1. Состояла из 13 самолетов. Командовал группой Избинский.
2. Состояла из 4-х звеньев. Командовал Семенов.
Владимир Микоян смог уговорить командира полка Клещева, который в этот раз не вылетал, выделить ему самолет старшего брата Степана. Клещев разрешил и Володя Микоян отправился в свой первый боевой полет, под командованием капитана Избинского.
Спустя всего 10 минут полета, летчикам с земли сообщили о том, что к ним движутся вражеские самолеты. Вскоре летчики увидели, что к ним надвигаются десять «Мессершмиттов», которые фактически выполняли «расчистку воздуха» для немецких бомбардировщиков. Советские летчики развернулись и приготовились к атаке. Однако, летчики противника, явно понимая, что силы не равны, попытались увернуться от атаки. Но, немецким самолетам все-равно был навязан бой. Одни из «Мессершмиттов» был сбит Гараниным, а другие попросту со снижением ушли на запад.
После подобного маневра, стало ясно, что бомбардировщики в данное место уже не придут. Избинский и его группа отправилась с набором высоты на север, а Семенов получил приказ остаться на месте патрулирования. При встрече с вражескими бомбардировщиками, советские летчики смогли сбить сразу 2 самолета. Но, удача была явно не на стороне советских летчиков, пришлось вступить в бой с прикрывавшими бомбардировщики «Мессершмиттами».
Молодой летчик Володя Микоян настолько увлекся обстрелом вражеских самолетов, что не заметил, как сверху его начали атаковать «Мессершмитты». Более опытные товарищи, всячески пытались отсечь врагов огнем, однако это сделать не получилось. В итоге, самолет Владимира Микояна врезался в землю и взорвался. Немцы в значительной мере изрешетили самолет Володи Микояна, который попросту не смог выпрыгнуть с парашютом.
Тело Владимира Микояна так и не смогли найти, однако Василий Сталин после рокового полета Владимира Микояна, нанес на свой самолет надпись «За Володю!», которая еще долгое время красовалась на его самолете…