Он выступал за гуманистические преобразования в системе обучения и в обществе в целом, но не признавал революционных методов. Он был против любого насилия и террора и стремился во всем и всегда действовать с позиций добра, любви и правды.
Сегодня, 28 декабря, день рождения Владимира Яковлевича Стоюнина (1826–1888) — педагога, просветителя, литературного критика и публициста, сделавшего огромный вклад в методику преподавания русского языка и словесности, а также в развитие женского образования в России.
Трудное детство и становление
Владимир Яковлевич родился в Петербурге в семье разорившегося купца. Окончил училище при церкви Святой Анны, а после — 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Поступив на отделение восточных языков философского факультета Санкт-Петербургского университета, Владимир Яковлевич решил связать свою жизнь с литературой. Трудное положение вынудило юношу заняться частными уроками. Позже он начал преподавать русский язык и словесность в родной гимназии и в Мариинском женском училище. Стал одним из учредителей Санкт-Петербургского педагогического общества, работал в Комитете грамотности, способствовал организации Комиссии по упрощению орфографии русского языка, занимался журналистикой.
Трудные детские годы, сложности в семье, опыт собственного обучения в гимназии оказали влияние на формирование личности В.Я. Стоюнина, сделав его характер стойким и выработав в нем неприятие авторитарного стиля в обучении, насилия и наказаний, любого подавления личности, определив стремление к демократическим ценностям и гуманистические взгляды на общественное устройство и педагогическую деятельность.
После увольнения из гимназии, а позднее — из Николаевского сиротского института в Москве Владимир Яковлевич вернулся в Санкт-Петербург и был причислен к Канцелярии по Учреждениям ведомства Императрицы Марии. С 1880 г. в составе Ученого комитета Министерства народного просвещения участвовал в разработке школьных программ, а с 1881 г. работал инспектором и преподавал русский язык, литературу и историю в частной женской гимназии, учрежденной его женой — М.Н. Стоюниной.
Любовь и патриотизм
Владимир Яковлевич стремился смотреть на вопросы педагогики с общественных позиций. Найдя себя в служении обществу и своей стране, он объединил в своей работе следование двум направлениям общественно-педагогической мысли 1860‑х гг. — общечеловеческого подхода Н.И. Пирогова и патриотического взгляда К.Д. Ушинского.
Педагогическая система, выстраиваемая В. Я. Стоюниным, базировалась на любви к человеку и уважению личности, индивидуальному подходу в воспитании. Эти принципы он считал главными для формирования человека и гражданина. Причем основой для становления личности и полноценного члена общества Владимир Яковлевич считал просвещение.
"Просвещением вызываются присущие человеку стремления к истине, правде, добру и изящному и сами им поддерживаются". В. Стоюнин.
Необходимой мерой для преодоления всех общественных разногласий, недостатков политической системы В.И. Стоюнин считал просвещение.. и любовь. Любовь к человеку, своей стране, знанию и истине.
"Только одна любовь наша к человеку может произвести спасительный переворот в том кругу, который так позагрязнился от невежества и гнетущей нужды – ни строгость, ни преследования, ни наказания, ничто не подействует... любви, побольше любви к человеку, а она уже сама скажет нам, что нужно сделать, чтобы спасти его..." В. Стоюнин
Вот черты, которыми, по убеждению В.Я. Стоюнина, должен обладать просвещенный человек и гражданин:
- гармонизация общественных и личных целей;
- нравственное отношение к людям и обществу;
- историзм сознания;
- деятельность на общее благо.
Образование для всех
Как убежденный гуманист В.Я. Стоюнин выступал за гармоничное женское образование и много времени посвятил формированию его теоретической основы и практическому воплощению.
Владимир Яковлевич был против любой дискриминации женщин в сфере обучения. Он стремился к преодолению стереотипов о нравственном и умственном превосходстве мужчин над женщинами, добивался отказа от поверхностного подхода к образованию женщин, пропагандировал необходимость их всестороннего просвещения.
Гимназия М. Стоюниной просуществовала до 1919 г., была признана лучшей среди женских учебных заведений страны и оставила важный след в истории российского образования.
Т. Зимина
М. Богуслоавский. Бескомпромиссный критик образовательной политики. "Учительская газета"
С. В. Иванова. Современность и своевременность идей В. Я. Стоюнина
http://iteach.vspu.ru/10-2019/21955/