Юность и начало литературной деятельности Стефана Цвейга.
Будучи молодым, Стефан Цвейг очень гордился своим происхождением и считал, что именно оно - та основа, на которой базируется вся жизнь человека. Сам он был сыном наследницы банкиров и богатого промышленника. При всяком новом знакомстве Стефан обязательно интересовался у собеседника его родословной. Со временем разные причины помогли ему понять, что социальный статус - это всего лишь фикция...
Стефан Цвейг никогда не любил вспоминать своё детство. Возможно, потому что отец всегда занимался исключительно приумножением богатства, а мать только собой.
Наследником отцовского бизнеса стал старший брат Стефана, а сам он, после получения докторской степени в университете Вены, путешествовал по миру. Европа, Индия, Северная Америка, Панама, Куба... К концу Первой мировой войны осел сначала в Швейцарии, потом переехал в Австрию.
В 1901 году Цвейг на свои деньги издал первый сборник стихов "Серебряные струны", который принёс автору славу.
Стефан Цвейг и Первая мировая война.
Стефан Цвейг был большим оптимистом. Он жил с уверенностью, что всё, что ни делается, делается к лучшему. Да, мир немного несовершенен, рассуждал Стефан, но это ненадолго, скоро все станет гораздо лучше. Однако грянувшая Первая мировая война, с её жестокостью и ненавистью, разрушила его радужную картину мира.
Цвейг был одним из немногих литераторов, кто открыто выступил с осуждением войны. И даже под давлением семьи и друзей он не отказался от своей позиции. С этого момента начинается его одиночество...
Стефана Цвейга призвали в армию для работы в военном архиве. И на военной службе он писал антивоенные драмы и статьи. Его поддерживал только Ромен Роллан (его Цвейг назвал "совестью Европы") и ещё несколько писателей-гуманистов.
Метаморфозы жизни писателя.
До начала Второй мировой войны Стефан Цвейг был самым популярным и успешным писателем Германии. Его произведения переводились на десятки языков и издавались по всему миру.
Но вскоре всё изменилось. Некоторые литераторы отзывались о нём не лучшим образом. На Зальцбургском литературном фестивале его организатор Гофмансталь запретил Цвейгу появляться. Томас Манн в узком кругу называл Стефана худшим современным автором, хотя писал, что "со времен Эразма Роттердамского ни один писатель не был столь знаменит, как Стефан Цвейг".
Цвейг покупает дом в живописном месте недалеко от Зальцбурга: ему хочется быть подальше от людей. Живя здесь, писатель узнаёт жизнь совсем с другой стороны: нищета, холод и голод...
В 20-30е годы двадцатого века Цвейг успешно работал в жанре биографии. Он неистово изучал архивы, переписку своих героев, искал в документах психологическое объяснение их поступков. И всегда с огромным уважением относился к личности героя. Цвейг писал не просто биографии, а биографии, смешанные с документалистикой. И у него получались интереснейшие жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Оноре де Бальзака.
Его книгу "Бальзак" очень и очень рекомендую. Просто потрясающее произведение! Как, впрочем, и все его произведения.
Личная жизнь Цвейга и соседство с Гитлером. Добровольный уход.
В своем автобиографическом романе "Вчерашний мир" Цвейг писал, что у них появился странный сосед по имени Адольф Гитлер. Вот уж действительно шутка судьбы: непоколебимый пацифист соседствует с будущим фюрером фашистов!
1920 Цвейг женился на Фридерике Марии фон Винтерниц. Жизнь им подарила 18 лет счастья и двух дочерей. Но через некоторое время их отношения ухудшились, и вскоре писатель завёл роман с секретаршей Шарлоттой Альтманн. В течение двух лет Цвейг метался между женой и любовницей, а в 1938 развёлся и через год женился на Шарлотте.
В 1940 году Цвейги переезжают сначала в Нью-Йорк, а затем в пригород Рио-де-Жанейро. Но счастья в комфортных условиях писатель не испытывал. Цвейг тяжело переживал надвигавшуюся европейскую катастрофу. Вот почему столь элегична его заключительная мемуарная книга "Вчерашний мир": прежний мир исчез, а в настоящем мире он всюду чувствовал себя чужим. Последние его годы — годы скитаний. Он ощущал себя опустошённым и потерянным: развод, война, утрата духовных ориентиров, тоска по родине - всё это повергало Цвейга в депрессивное состояние.
Испытывая жестокое разочарование и депрессию, 22 февраля 1942 Цвейг и его жена приняли смертельную дозу веронала и были найдены в своём доме мёртвыми, держащимися за руки.
Перед уходом супруги разослали прощальные письма своим друзьям. Цвейг в одном из писем писал: "После шестидесяти требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью – личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят зарю после долгой ночи! А я слишком нетерпелив и ухожу раньше".
Всем счастья и здоровья!