Найти в Дзене

О детских рисунках

У каждого родителя есть большая коллекция рисунков их малышей. В них наверняка встретятся рисунки семьи, принцесс и машинок, персонажей любимых мультфильмов, а ещё будут очень неоднозначные картины, которые по концептуальности смогут посоперничать с картинами современных художников.

Детский рисунок - отличный способ проанализировать психологическое состояние ребёнка, заметить сигнал, который требует реакции родителя.

Анализировать рисунки раньше трёхлетнего возраста не стоит. До трех лет рисунок ребенка переживает, так называемый, период "головоногов" (это кружок с черточками, которые обозначают ручки и ножки). В этот период действие бежит вперёд мысли, поэтому ребёнок сначала рисует, а потом уже думает, что же он такое нарисовал.

А вот к четырём годам дети начинают планировать, что бы они хотели нарисовать. Навыки юного художника совершенствуются, рисунок обрастает деталями. И это уже отличный материал для анализа.

На что обращать внимание в рисунке:

1. Сила нажима

- Слабый (светлые, едва заметные линии и штриховки, возможно, недоведение линии) - часто признак робости, пассивности, неуверенности.
- Сильный (если перевернёте лист с рисунком, то увидите на его обратной стороне вмятины от линий) - напряжённость. Если нажим на столько сильный, что бумага рвётся - конфликтность, возможно, гиперактивность.
Так же стоит принимать во внимание мышечный тонус ребёнка. Если есть особенности в этой сфере (гипотонус или гипертонус), то нажим будет определяться в первую очередь физиологической особенностью, а не психологическим состоянием.

2. Размер персонажей и объектов

Тут всё просто: кто/что большего размера на рисунке - то и имеет наибольшее значение для ребёнка. Особое внимание обращаем на изображение самого себя. Маленькая фигура себя, где-то внизу листа - о неуверенности, ощущении своей малозначимости. Большая фигура себя, по центру - об эгоцентризме, самоуверенности. А если фигура на столько большая, что не умещается на листе, - у ребёнка есть трудности с контролем над эмоциями, он может быть импульсивным и совершать необдуманные поступки.

3. Отсутствие важных деталей в рисунке человека

Если ребёнок не рисует рот, глаза, уши, руки и тд, то это говорит о том, что он не видит значимости эти частей тела для персонажа. Особенно стоит обращать внимание на этот момент при рисовании семьи. Бывает так, что у всех членов семьи на рисунке есть рот, а только у одного нет (именно он воспринимается как человек, не имеющий права голоса). Кратко опишу символизм некоторых частей тела: уши - умение слушать, глаза - возможность видеть и наблюдать, рот - возможность высказываться, руки - способность к деятельности, ноги - устойчивость.

4. Выбор цвета

Немного об общепринятых значениях цветов:

  • Красный - активность, агрессивность.
  • Синий - спокойствие, уравновешенность. Либо потребность в спокойствии.
  • Зелёный - надёжность, уравновешенность. Либо потребность в безопасности.
  • Желтый - оптимизм, непосредственность.
  • Оранжевый - возбудимость, импульсивность.
  • Фиолетовый - высокая чувствительность, инфантильность.
  • Коричневый - медлительность.
  • Серый - безразличие, пассивность.
  • Черный - стресс, негативные переживания.

Я придерживаюсь мнения, что отталкиваться при интерпретации выбора цвета в рисунке нужно от ассоциаций малыша, а не от вышеописанной теории. Другими словами, важен тот опыт, который получал ребёнок во время взаимодействия с цветом. Теории опираются на общепринятые ассоциации: синий=море=спокойствие, красный =огонь=нечто разрушительное и тд. Они имеют место быть и вполне могут быть верными, но принимать во внимание индивидуальный опыт ребёнка при диагностике необходимо.

Случай из практики: ребёнок (8 лет, мальчик) рисуя маму заштриховывает ей черным цветом половину лица (почти не видно глаз). Казалось бы образ мамы вызывает вопрос, ребёнок к ней настроен тревожно? Негативно?
НО у мамы длинные чёрные волосы и густая чёлка, которая чуть прикрывает глаза. Я уверена, что в рисунке мальчик пытался добиться сходства с оригиналом, а никак не транслировал негативное отношение к маме.

-2

Небольшой бонус для всех читающих. В качестве подарка на Новый год, я дарю всем желающим бесплатную диагностику одного детского рисунка онлайн (наиболее информативен рисунок семьи, но выбор за вами). Чтобы получить подарок подпишитесь на группу Вконтакте (ссылка в описании профиля), напишите в сообщения группы "Дзен" (чтобы я сразу поняла, по какому вы вопросу), пришлите фото рисунка, возраст и пол ребёнка. Воспользоваться подарком можно в течение января.