Почти нет художников, которые не оставили бы потомству автопортреты. Садились перед зеркалом - и рисовали себя. Желание остаться в памяти потомков, некоторое тщеславие? Не без этого.
Рембрандт уникален и в этом: количество его автопортретов просто не поддаётся исчислению, но в них не заподозришь желания покрасоваться перед зрителем. Самоирония на высоте! Видел, что далеко не красавец - и не льстил себе. Даже наоборот...
Нормальный такой сын мельника. Далеко не аристократ. С острым глазом и умением подмечать смешное в окружающих. И в себе тоже.
И всё же - почему так много? Что заставляло художника бесконечно "гримасничать" перед зеркалом?
Разгадка простая - не было у молодого Рембрандта денег на натурщиков. Да и где возьмёшь столь терпеливого натурщика, чтобы на его физиономии годами исследовать и отрабатывать все возможности СВЕТОТЕНИ?
Историки спорят, кто именно впервые открыл светотень в живописи. Возможно, о ней было известно ещё древним грекам. А в Италии Джотто ещё в четырнадцатом веке объяснил, что задача живописца - правильно расположить свет, тень, полутень, блик и рефлекс. Но объяснить оказалось легче, чем достичь. Над задачей освоить это "правильное расположение" бились несколько поколений художников.
И "королём светотени" потомки назовут Рембрандта.
Живописные автопортреты - мгновения жизни, выхваченные из тьмы потоком света:
Видимо, Рембрандт первым заметил интересный эффект: одно и то же лицо выглядит совершенно по-разному в зависимости от направления света. Направь его сверху - едва ли не любая физиономия примет выражение ангельское. А снизу - наоборот, и ангел будет выглядеть едва ли не уголовником!
Впереди была лучшая пора жизни. Увы, недолгая.
И кого спросишь, чем заслужил одинокую старость? Не так уж долго прожил, а пережил и первую жену, и вторую, и четверых детей... И свою славу. Для заказчиков, состоятельных и невзыскательных, его картины оказались слишком глубокими. Хотели попроще - а художник не снижал планку.
Но всё же ещё одна вспышка славы у него будет - Голландия оценит его офорты. Главное - не останавливаться!
Сколько достоинства в этом портрете за мольбертом!
Замыслов не на одну жизнь - и художник спешит. На последних картинах остались его отпечатки пальцев - не "заглаживал" мазки, а порой и вообще не "тратил времени" на работу кистью - наносил краску просто пальцами!
Как вот на этом последнем автопортрете:
Дегенеративный старичишка?
Или мудрец, напоследок посмеявшийся над родом человеческим...
Ведь только через триста лет его признают лучшим художником всех времён и народов. Недосягаемым.
И именно его картины побьют печальный рекорд: чаще всех они становятся жертвами вандалов.
Облитый кислотой автопортрет:
Изрезанный ножом "Ночной Дозор":
То, что осталось от "Данаи":
Почему?!
Кое-что стало понятным, лишь когда обратили внимание на общую профессию варваров. Они все... художники! Много лет учились, и поняли, что проучись они хоть ещё три жизни - а эта вершина для них недостижима.
ЗАВИСТЬ...