В 2022 году на вторичном авторынке России резко выросло количество объявлений о продаже автомобилей. Одним из триггеров стал сильный рост цен весной, из-за которого продавцы активнее реализовывали машины, чтобы побольше заработать. В меньшей степени сказался импорт: на фоне выгодного курса валют стало рентабельным привозить из-за границы машины с пробегом на перепродажу.
В конце 2022 года на Авто.ру было размещено больше 330 тысяч предложений о продаже автомобилей — на 36% больше, чем в январе. Причём это — не предел: например, в июле показатель приближался к 360 тысячам.
Больше всего вырос объём предложений от собственников — в 1,5 раза больше. Именно они занимают большую долю вторичного рынка — почти три четверти. Правда, во второй половине года их активность стала немного падать и сейчас от частников размещено на 13% меньше публикаций, чем в июле, когда был зафиксирован пик. Скорее всего, те, кто хотел продать машины, уже сделали это.
Профессиональные игроки рынка — частные и автосалоны — за год нарастили базу на 1% и 10% соответственно. Самый активный рост предложений от этих групп продавцов наблюдался во второй половине года.
Количество объявлений с новыми машинами, как ни странно, удерживается близко к докризисному показателю: среднедневной объём публикаций в декабре лишь на 4% ниже, чем в январе.
Однако прошлогодних показателей в ближайшее время, скорее всего, достичь не получится — российский рынок покинули многие производители (например, доля немецких машин упала с 20,1 до 7,3%, японских — с 18,2 до 15,7%, французских — с 12,5 до 3,4%). Сохраняются и логистические сложности для тех, кто продолжает работать. При этом доля предложений по продаже машин российских брендов выросла в полтора раза, до 18,2%, а китайских — с 19,9 до 27%. По сути единственной альтернативой автомобилям ушедших брендов стали модели китайских марок.
***
С уважением, Ваш независимый автоэксперт Дмитрий Демидов 🚗