Энсел (или Ансел) Истон Адамс (Ansel Easton Adams 1902–1984) – американский фотограф-пейзажист и защитник окружающей среды. Большую известность он получил за свои черно-белые снимки американского Запада.
Энсел родился в Сан-Франциско. У него были прекрасные отношения с отцом, который и приучил Энселю любовь к природе, которая сопровождала фотографа всю его жизнь. Будучи в детстве гиперактивным и болезненным ребенком, он сменил несколько школ, и в возрасте двенадцати лет родители все-таки решили давать ему домашнее обучение.
Стать более дисциплинированным Адамсу помогла увлеченность игрой на фортепиано. Он даже думал какое-то время о карьере пианиста. Также ему очень нравилась астрономия. Но всего лишь одна поездка с родными перевернула его жизнь.
Он начал изучать основы техники в фотолаборатории, работая неполный рабочий день у отделочника фотографий в Сан-Франциско, посещал собрания фотоклуба и выставки фотографии и искусства. Энсел не раз возвращался в Национальный парк один, с лучшей камерой и штативом. В конце концов, в 1919 году он вступил в Сьерра-клуб, организацию, занимающуюся защитой дикой природы Сьерра-Невады, и стал летним смотрителем центра для посетителей в долине Йосемити. В 1922 году его фотография была впервые опубликована в бюллетене клуба, а в 1928 году Энсел провел свою первую персональную выставку в штаб-квартире клуба в Сан-Франциско.
Несмотря на полное сосредоточение на фотографии, музыка все равно оставалась целью его жизни еще долгое время. Лишь в конце 1920-х Адамс решил все-таки посвятить свою жизнь фото.
Первое портфолио Адамса стало очень успешным, он заработал почти 3900 долларов благодаря спонсорству и продвижению Альберта Бендера, мецената из Сан-Франциско.
В 1935 году Адамс пишет книгу «Создание фотографии» (1935), руководство по фотографической технике, иллюстрированное в основном его собственными фотографиями. К этому времени он уже был известен в фотографическом сообществе, в основном благодаря серии статей, написанных для популярных фотожурналов, особенно для Camera Craft.
Многие книги, написанные Адамсом в его дальнейшей карьере, были посвящены не только искусству фотографии, но и цели повышения осведомленности о кампании по сохранению природного ландшафта и жизни, которую он поддерживал.
Во время Второй Мировой Войны Адамс выполнял множество фотографических заданий для военных, например делал снимки секретных японских объектов на Алеутских островах.
В 60-х годах несколько художественных галерей, которые ранее отказывались считать фотографию искусством, решили выставить у себя работы Адамса. А в 1979 году президент Джимми Картер поручил Энселу сделать первый официальный фотопортрет президента США.
До конца жизни Энсел Адамс старался повысить общественное признание фотографии как изобразительного искусства. Он помогал университетам создавать отделы по обучению фотографов, а также курировал свои негативы и переиздавал их, чтобы удовлетворить требования художественных музеев.
Но больше всего времени он посвятил защите окружающей среды, сосредоточившись главным образом на защите Йосемити и других Национальных парков от чрезмерного использования. В его честь была переименована пустыня в Национальном парке Иньо и названа вершина высотой 11 760 футов.