Читаю книгу "Косметика женщины и ребёнка" доктора Наталии Левенсон, изданной в 1914 (сразу отмечу, что "косметика" здесь имеется в виду, конечно, уходовая). И, знаете, очень чувствуется, что это уже не 1880 или даже 1900 год. У автора очень энергичный тон, и женщин она призывает быть такими же. А вот от главы о "рекламной косметике" я чуть не прослезилась, настолько всё знакомо. Правда, это говорит о том, что за век мало что изменилось... Ну да судите сами - приведу пару отрывков.
"Раскрывая любую газету, любой журнал на отделе объявлений, мы наталкиваемся на целый ряд реклам о различных косметических средствах. Объявления эти вещают о том, что найден наконец "секрет красоты и вечной молодости", открыт крем, "чудодейственно" уничтожающий всякие недостатки кожи; в одном из них предлагают даже бесплатно выслать брошюру знаменитой японки Ионагиворы Масокадо - "отчего я так красива и молода". Словом, предлагается желающим быть покрасивее столько самых различных средств с причудливыми названиями, что разобраться в них непосвящённому нет никакой возможности. Естественно, покупается то, о котором больше говорят, т.е. то, которое больше рекламируется. И сбыт этих кремов подчас достигает колоссальных размеров".
"Вспомним сенсационные разоблачения об одном крупном петербургском биржевике и банкире, который начал свою карьеру с "изобретения" крема, давшего ему спустя два года чуть не миллион рублей прибыли!
Этот громадный доход станет понятным, если знать, что все эти кремы имеют очень простой, и, главное, очень дешёвый состав. Возьмите на пятачок всем известного кольд-крема, прибавьте немного духов, и получите любой из этих прославленных бальзамов - "секретов красоты". А между тем изобретатели его ведь берут по рублю или два за небольшую банку!
Сводит с пути бесхитростную публику ещё то, что на таких косметических средствах часто стоит надпись: "с разрешения Главного врачебного управления под № таким-то". Публика ведь не может не доверять такому авторитету, как врачебное управление, а между тем она не знает того, что существует закон, в силу которого это управление даёт разрешение на выпуск всякого медицинского средства, если только это средство не содержит каких-либо ядовитых веществ".
"В публике совершенно не развита привычка обращаться к врачу специалисту по поводу своих косметических страданий. Какая-нибудь лёгкая простуда, внутренняя боль заставляют женщин немедленно обращаться за врачебной помощью. Но кодные недостатки могут существовать годами, портить женщину и причинять ей неприятности, и женщина ничего путного не предпримет, чтобы избавиться от них. <...> И они предпочитают, прочитав в газете объявление, отнести свои два рубля в соседний аптекарский магазин и купить крем в красивой банке обращению к врачу. Удивляешься, например, иногда, как умудряется какая-нибудь служанка, получающая 8-9 рублей в месяц тратить на кремы два-три рубля. А ведь почти каждая хозяйка может найти такую косметику на "туалетном" столе своей прислуги... А между тем, если отнестись к своим кожным недостаткам серьёзно и обратиться к врачебной помощи, то это, пожалуй, и обойдётся дешевле, а уж о рациональности и говорить нечего".
Ну как? Правда же, всё это так знакомо?..
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!