Итоги 2022 года от компании «ЮСИЭС СПб»
Как за 2022 год изменился портрет гостя в заведениях общественного питания, какие форматы сегодня наиболее популярны на рынке и почему ресторанные сети продолжают обновлять программные продукты, рассказывает Игорь Ситник, руководитель компании «ЮСИЭС СПб», автоматизирующей бизнес индустрии гостеприимства и развлечений.
ГОД УСМИРЕНИЯ АМБИЦИЙ
— Игорь, подводя итоги года, предлагаю вспомнить его начало и сравнить с результатом. Как вы входили в январь 2022-го и как входите в январь 2023-го?
— В 2022 год мы входили с планами увеличить продажи в два раза, рассчитывая на отскок из-за просадки в 2020–21 годах. 2020-й стал годом простоя всей ресторанной отрасли, да и 2021-й был для многих игроков достаточно трудным: потерянная выручка тогда исчислялась значимыми суммами фактически у всех игроков рынка. В 2021 году мы сохранили компанию, удержались на рынке, и в январь 2022-го входили с планами на рывок вперёд. По объективным причинам этот рывок скорректировался в более спокойные планы, и 2022 год стал годом усмирения своих амбиций и понимания того, что для достижения целей нужно работать как минимум в два раза больше.
— Однако весной 2022-го с рынка ушли ваши конкуренты — иностранные компании, которые также занимались автоматизацией предприятий общественного питания. Это помогло вам расширить свой бизнес?
— Одна компании действительно ушла, Poster. Их доля рынка незначительна, при этом все их пользователи (заведения общественного питания) относятся к эконом-сегменту. Клиентов у нас действительно прибавилось, но, скорее, количественно, чем качественно: эти заведения очень маленькие, буквально точки-ларёчки, и когда весной был наплыв, мы работали с каждым из них. Другими словами, дел было выше головы, а фактический профит оказался невелик. В результате мы получили чуть больший объём рынка, но не какие-то интересные доходы.
— То есть долю рынка ваша компания в 2022 году всё же нарастила?
— Да, я считаю нашей заслугой в этом году то, что мы, опять же, сохранили компанию и получили новые заказы — и от предприятий, оставшихся от наших ушедших с рынка коллег, и от новых предпринимателей, которые верят в свои силы, в перспективы рынка и открывают новые объекты.
ПОРТРЕТ ГОСТЯ ПОМЕНЯЛСЯ
— Таких предпринимателей-оптимистов много?
— Предприниматель всегда должен быть оптимистом, иначе он не сможет долго быть в бизнесе — устанет, разочаруется и закроет или продаст компанию большему оптимисту, чем он (смеётся). И — да, предпринимателей, открывающих новые объекты, много, ведь люди не прекращают ходить в кафе и рестораны. Они перестали тратить деньги на поездки за рубеж и ищут отдушину в сфере развлечений где-то рядом «с домом». По разговорам с рестораторами могу сказать, что средний чек в заведениях увеличился, количество гостей тоже увеличилось, но при этом поменялся портрет гостя.
— Как именно он поменялся?
— Раньше гости достаточно чётко делились на эконом-сегмент, бизнес-класс, премиум-класс и лакшери — самый высокий сегмент (luxury (англ.) — роскошь, роскошный. — Прим. авт.). Представители высокого сегмента могли себе позволить полететь на выходные куда-нибудь за рубеж, например, в Италию, чтобы развеяться. Сегодня всё несколько перемешалось. Высокий сегмент из-за неудобств выехать на такого рода уик-энд остаётся в России и идёт не только в свои привычные рестораны, но и в рестораны премиум- и бизнес-класса, чьи аудитории за счёт него расширяются. А так как эти люди уже привыкли летать и ездить куда-либо, они летят и едут не в другие страны, а в другие города, и петербургские рестораны и отели в выходные принимают множество гостей из разных регионов России. А бизнес-класс, со своей стороны, продолжает посещать те рестораны, в которые он привык ходить, но делает это реже, чем раньше, поскольку теперь, экономя деньги, заходит и в более демократичные заведения эконом-сегмента — куда, кстати, может зайти и клиент премиум-класса тоже. Таким образом, сейчас всё действительно перемешалось, и хотя сегментация сохраняется, представители каждого сегмента расширяют свой ресторанный опыт, заходя в те заведения, куда ещё год-два назад и не подумали бы заглянуть.
СЕТИ ОБНОВЛЯЮТСЯ
— Какие ещё тенденции этого года отмечает ваша компания?
— Мы видим, что сетевики стали обращать внимание на оптимизацию своих бизнес-процессов. Задумались над заменой своих управленческих учётных программ, которые ими были установлены ранее, а сейчас стали менее удобными и функциональными.
— Потому что появились новые, более современные программы?
— Потому что появились новые вызовы рынка, и их успешно решают интенсивно развивающиеся продукты R-Keeper — новые мобильные приложения, новые интерфейсы, наши трендовые новинки, позволяющие производить оплату по Системе быстрых платежей (СБП), работать с маркировкой товара, с системами ЕГАИС, «Меркурий» и многое, многое другое. Наша команда разработчиков системно обновляет R-Keeper. При этом сегодня крайне важна цена программного продукта, а облачные решения R-Keeper доступны всем категориям заведений, от маленькой пекарни до крупных сетей. Конечно, основным столпом качества автоматизации является важный аргумент — экспертность, или опытность продукта. R-Keeper — это 65 000+ ресторанных пользователей. Все пожелания рестораторов аккумулируются в программе и реализуются в новых версиях. И в этом году в момент, скажем так, стабильно-кризисного периода люди начали думать об оптимизации своих процессов и усовершенствовании своих инструментов управления, которые у нас уже были разработаны. Поэтому когда сети занялись поиском того, что есть на рынке для улучшения бизнес-процессов, они пришли к нам.
— Хотя, казалось бы, у всех позади пандемия, во время которой как раз и надо было всё оптимизировать.
— Тот кризис был совершенно другим. В пандемию никто не знал, чем всё закончится, многие сидели на минимальных доходах и вообще не ходили в заведения общественного питания. А оптимизация подразумевает коммуникацию людей и усиленное финансирование. У рестораторов фактически не было денег на зарплату персонала, на оплату налогов и даже коммунальных услуг — до оптимизации ли в такой ситуации? А сегодня рынок работает, и хотя психологически людям непросто, они ходят в кафе и рестораны. Соответственно, финансирование, пусть и не бурным потоком, но ручейком идет постоянно. И если масштабировать свой проект ресторатору может быть пока сложно, то оптимизировать как раз своевременно.
ПОПУЛЯРНЫ ПРОСТЫЕ ФОРМАТЫ
— Какие сети пришли к вам в этом году?
— Кофейные бренды, ресторанные, пекаренные. Но и отдельные точки тоже — те же пекарни, пиццерии, брендовые заведения. Открываются новые рестораны, хотя по количеству открытий более малый сегмент значительно доминирует.
— А что скажете про заведения азиатской кухни, всплеск открытий которых прогнозировался ещё пару лет назад? Народ по-прежнему любит азиатскую еду, она яркая, вкусная, и логично было бы предположить рост открытий соответствующих заведений.
— Нет, всплеска азиатской кухни не случилось. Открывают тандырные, чебуречные, хинкальные — это действительно популярные концепции. Но это восточная кухня, а не азиатская.
— И что вы приходящим на рынок предпринимателям предлагаете такого, чего нет в других компаниях, занимающихся автоматизацией предприятий общественного питания?
— Всё дело в деталях. Любая система пробьёт чек, проведёт приход товара на склад, покажет какие-то отчёты. Но профессиональная содержит в себе некие функции, которые ускоряют работу с гостем, упрощают и ускоряют ведение учёта, и пользователю не требуется много времени для проведения, например, инвентаризации, контроля закупочных цен, отслеживания остатков продуктов и прочего. Все эти процессы у нас более удобные и максимально понятные: бухгалтер-калькулятор, занимающийся контролем товарных позиций, может до грамма отслеживать любой продукт, видя как недостачу, так и излишки, и понимая, откуда они взялись. То же самое может видеть и понимать управленец. Кроме этого, профессиональная программа автоматизирует маркетинг, систему лояльности, работает с привлечением и удержанием гостей, с доставкой блюд и контролем курьеров.
УЧЁТ НА АУТСОРСЕ
— Сами владельцы сегодня стремятся контролировать свои проекты?
— Конечно! Ведь все системы автоматизации завязаны именно на контроль финансов, и чем точнее и детализированнее учёт, тем понятнее, насколько прибылен проект. А в пандемию в свои проекты «окунулись» фактически все владельцы. И даже те, кто раньше довольствовался только приходом денег на счёт, сейчас хочет видеть максимально прозрачную картину бизнеса и понимать, что же реально происходит с учётом на его предприятии.
— Владельцы, наверное, прежде всего заинтересованы в оптимизации бизнеса…
— Да, и сегодня они всё больше осознают, что многое можно отдать на аутсорс. Бухгалтерский учёт владельцы предприятий уже давно отдают на аутсорсинг, а сейчас они могут отдать и ведение учёта в ресторане: мы предоставляем им такую услугу. Преимуществом этого для владельца является ещё и то, что мы не ангажированы в плане каких-то махинаций и не связаны ни с кем в коллективе. Ведь мы абсолютно нейтральная независимая компания, которая при этом знает специфику бизнеса и специфику программного обеспечения, предоставляя поэтому очень качественную услугу. У нас есть клиенты, которые заказывают её из месяца в месяц.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ГОСТЮ
— То есть аутсорсинг сегодня тоже становится трендом?
— Конечно, ведь он также экономит финансы компании. Помимо этого, у нас есть интересное решение по маркетингу и рекламе: в продуктах, которые мы продаём, мы можем настраивать рекламные компании. R-Keeper — это ведь не просто учёт товаров, это ещё и работа с гостями, а именно — ведение базы постоянных гостей. Мы знаем каждого такого гостя, знаем, мужчина он или женщина, что он любит, как часто приходит, какие суммы в среднем тратит за визит. И мы можем использовать эту информацию для составления гостям индивидуальных предложений, чтобы они приходили чаще.
— Каким образом?
— Опираясь на программные данные, мы можем анализировать, кто какие блюда предпочитает и приглашать их на дегустации, информируя либо посредством мобильного приложения, либо через мессенджеры. Таким образом гостей можно вовлекать в жизнь ресторана и предлагать им участие в акциях. Например, любителей стейков очень удобно приглашать на «стейк со скидкой», «дегустацию нового стейка» + «нового вина», «виски» и делать им прочие интересные для них предложения. Все эти кампании мы можем настраивать в программном продукте для наших заказчиков, будучи на аутсорсе.
— Маркетинг в ресторанах в этом году как-то изменился?
— Людям стали предлагать больший процент скидок — до 50%, а также акции «два по цене одного» или «три по цене двух». Но это простые акции, которые всем давно понятны. А вот работать с личными предпочтениями гостя, с узкими сегментами аудитории может лишь правильно настраиваемый продукт. Наш R-Keeper это делать умеет и может помочь даже сетевым проектам находить индивидуальный подход к каждому постоянному гостю.
ИДЁТ ПЕРЕХОД НА РОССИЙСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ
— R-Keeper — бренд российский. Как на нём отражаются случившиеся в этом году события?
— Из России уходят не только иностранные компании, но и ряд иностранных продуктов — например, антивирусные программы, которые обеспечивают защиту компьютерной среды. И сейчас мы вынуждены искать отечественного поставщика такого программного решения, потому что продление старого антивируса невозможно. То же самое происходит и у наших клиентов: если раньше многие гостиницы и рестораны в гостиницах высокого уровня использовали зарубежные продукты, потому что у них были корпоративные обязательства перед иностранными брендами-операторами, то сейчас, с уходом этих операторов, никаких обязательств нет, и гостиницы и рестораны могут переходить на российские продукты.
— Им это более удобно?
— С переходом на наши продукты как минимум в два раза снижаются затраты на сервисное обслуживание, ведь поддержка зарубежных брендов всегда была дороже, поскольку счета выставлялись в долларах или евро.
— То есть сейчас наши гостиницы и рестораны, работавшие на иностранных продуктах, могут и здесь оптимизировать свои затраты?
— Да, мы сейчас как раз завершаем один из проектов в гостиничном сегменте, который меняет Micros на R-Keeper, интегрируя его с уже существующей гостиничной системой.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ РЕТЕЙЛА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
— Какие интересные проекты добавила в свой портфель ваша компания в этом году?
— Теперь с нами исторический ресторан «Метрополь» на Садовой: мы ему сделали полный переход на R-Keeper. На нашу систему перешли такие серьёзные игроки рынка, как кофейная сеть Stars Coffee (ранее они были кофейнями «Старбакс»), сеть «Крошка Картошка», а также сеть магазинов с деликатесной продукцией фирмы «Анком» и качественной продукции производителей из Ленобласти — порядка 30 объектов.
— Это уже ближе к ретейлу, разве нет?
— Мы видим пересечение форматов ретейла и общественного питания. В нашем портфеле есть такие сети, как «Булочные Ф. Вольчека», «Люди любят» (тоже булочная), есть пекарни — и, по сути, они являются частью ретейла. Там также продаётся штучная маркированная весовая продукция. Кроме того, в брендовых магазинных форматах стали актуальны технологии, применяемые в фастфуд-сегменте — например, централизованная система управления продажами с активными гостевыми экранами, система товароучёта онлайн, которая сильно упрощает работу с ЕГАИС и «Меркурием», маркетинговая система лояльности привлечения покупателей, система организации собственной доставки, киоски самообслуживания.
— То есть вам есть что предложить не только для сегмента HoReCa, но для ретейла, и для учёта на производстве?
— У нас есть новый продукт, который входит в семейство R-Keeper, — программа для работы фабрик-кухонь Food Factory. Он позволяет вместе с 5-й версией программы Store House организовывать учёт любого производства. И в этом году у нас был запрос от партнёра «ВкусВилла»: мы делали им автоматизацию одного из подразделений, а также индивидуальную интеграцию с уже действующим бэк-офисом заказчика (у нас есть собственный отдел программистов). То есть вроде бы мы работаем в русле общественного питания, а что такое общественное питание? Это ретейл плюс производство. Все эти отрасли пересекаются. Опять же, тонкости в деталях! (Смеётся.) У многих систем, которые заточены только на учёт продаж в ретейле, нет нюансов, реализованных в R-Keeper. Мы ведь даём нашим заказчикам не только продажи и товарный учёт, а ещё и маркетинг, управление персоналом, работу с ЕГАИС, с системой «Меркурий», с маркировкой, с системой «Честный знак» — в нашей системе поддерживается всё это и много, много чего ещё. Продукт имеет широкий спектр применения, и заказчики его выбирают, оценивая комплексность нашего предложения.
РАСШИРЯЕМ ДОЛЮ РЫНКА
— Какую долю рынка занимает ваша компания в Петербурге?
— Порядка 40%.
— И традиционный новогодний вопрос: какие планы на 2023 год?
— В наших планах — открыть представительства в разных городах России, начав с Центрального региона. Хотя всё будет зависеть, конечно, от экономической ситуации в стране в целом.
В преддверии одного из главных праздников я поздравляю всех с наступающим Новым годом! Благодарю всех заказчиков компании «ЮСИЭС СПб» за доверие и долгосрочное сотрудничество, а всему бизнес-сообществу Петербурга и России желаю справиться с предстоящими вызовами и стать более сильными! Здоровья всем и процветания в 2023 году!
ДЛЯ СПРАВКИ
UCS — первая российская частная фирма, выпустившая на рынок полнофункциональную компьютерную систему автоматизации R-Keeper™ версии 1, позволяющую автоматизировать деятельность ресторанов, кафе, баров, предприятий быстрого обслуживания. Программный продукт составил достойную конкуренцию зарубежным аналогам.
На данный момент систему R-Keeper используют более 65 000 предприятий по всему миру; география дилерской сети UCS охватывает 48 стран.
Официальное представительство компании UCS («ЮСИЭС») в Санкт-Петербурге было основано в октябре 2004 года. За время своей работы компания «ЮСИЭС СПб» стала лидером на рынке Северо-Западного региона в области автоматизации бизнеса индустрии гостеприимства и развлечений.
В течение 18 лет «ЮСИЭС СПб» стремительно развивалась и на сегодняшний день является одним из крупнейших представительств дистрибьюторской сети UCS. Штат компании вырос до 70 сотрудников, каждый из которых является специалистом с большим опытом работы.