Найти тему

🔥Верная жена Харитон Короткевич.

Простых женщин с тяжелой судьбой в нашей стране - пруд пруди. Среди них всегда было достаточное количество тех, кто мог бы послужить примером каких - то благородных и ценных качеств последующим поколениям. Но, к сожалению, у нас их не помнят и не знают. Особенно тех, кто чем - то отметился в дореволюционный период.

И вот сегодня предлагаю немножечко восполнить этот пробел.

О нашей героине известно очень мало. Но то, что известно позволяет проникнуться к этой женщине глубоким уважением.

Харитина Евстафьевна Короткевич (урождённая Верхозина) (1882-1904 гг.) родилась в простой крестьянской семье в Тобольской губернии, то есть была сибирячкой.

Она очень рано осталась без матери, были ли в семье другие дети и женился ли ее отец еще раз - не известно. Известно, что сам он пережил ее на 8 лет, а семья была из раскольников. В связи с этим дальнейшая биография женщины представляется еще нестандартнее, ибо, насколько знаю, староверы к военной службе всегда относились отрицательно. (Хотя здесь можно вспомнить казаков, среди которые старообрядчество было весьма распространено). Поскольку в последнее время встречала некую кашу в головах на этот счет, сразу поясняю - что раскольники, староверы и старообрядцы это разные названия одного и того же явления.

Так вот.

Девушка с 15 лет работала, что в общем - то нормально для того времени, она была прислугой.

Позже о ней прослышал хозяин буфета на одной из станций КВЖД, Яков Короткевич. Характеристику девушке дали хорошую, но, видимо, играли роль и религиозные воззрения, ибо староверы были разных течений, а семьи создавать надо было среди своих.

Он нанял Харитину работать в своем буфете с целью присмотреться к ней как к будущей жене. Девушке было тогда 20 лет. Тестирование она прошла, и Яков через несколько месяцев знакомства на ней женился.

Детей у них своих не было, и они усыновили мальчика - сироту китайского происхождения. Жили неплохо - торговля расширялась, у них был на станции большой дом.

Далее началась русско - японская война и Якова призвали в армию.

Харитина осталась вместо него на хозяйстве, но и мужа не забывала - вскоре поехала его навестить.

Первый ее визит прошел нормально, в плане ее передвижения, а вот когда она вознамерилась навестить мужа еще раз, буквально через несколько месяцев - ее уже не пустили. Как понимаю, муж находился в действующей армии, где - то на китайской территории, там шли бои, и в общем - женщине там нечего было делать.

Однако ей очень хотелось увидеть Якова. Она остригла волосы, и, поскольку у нее, по роду деятельности, были знакомые на железной дороге - договорилась с ними проехать под видом проводника - и так добралась до Якова. И осталась вместе с ним - решив не возвращаться.

Вот в этом месте меня удивляет два момента - как она могла так запросто оставить хозяйство, которое, в общем - то, именно Яков наживал своими трудами,
и как она могла бросить сироту, которого они ранее усыновили?
Насколько она реально нужнее была взрослому мужику в окопах, нежели в тылу, куда он бы потом вернулся и увидел что? Все разграблено? Начинай сначала?
В общем - этот момент темный, и ответа на него нет. Но на мой взгляд выглядит странно. Хотя, возможно, из действующей армии не так просто было добраться обратно. Тем более - из армии, которая находилась уже не на территории Российской империи.
Восточно - сибирские стрелки. 1904 год - как раз, возможно, сослуживцы Якова.
Восточно - сибирские стрелки. 1904 год - как раз, возможно, сослуживцы Якова.

Сперва Харитина приехав к мужу ходила в женском платье. Но в тех условиях это было очень неудобно. Позже она, с разрешения полкового начальства стала носить мужскую солдатскую форму, и называться Харитоном Короткевичем. Ей выдали ружье и она стала солдатом. Стрелком. Соответственно, научилась стрелять и служила так же как и остальные солдаты.

Ну как так же...

Баба - она же не устает, это всем известно.

Поэтому, пока другие солдаты отдыхали после боя или марш - броска, солдат Харитон начинал вторую смену - первым делом на привале сразу бросался разводить костер и поить всех чаем. Для этого надо было как минимум сперва найти дрова и воду...
Потом стирал сослуживцам гимнастерки, штопал, подшивал, чтобы красивые были.
Если вдруг заводились деньги (возможно солдатам платили, или была пересылка от родственников - мы не знаем, что там стало с хозяйством, может быть и все хорошо было, в надежных руках) - так вот, солдат Харитон сразу не только мужу, но и сослуживцам покупал гостинцы - табак, папиросы, да просто хлеба дополнительного...
Ну а во время боя, помимо стрельбы по японцам солдат Харитон еще выносил с поля боя раненых, делал им перевязки и ухаживал.

Конечно всем вокруг такого солдата было хорошо!

И начальству было хорошо - оно доверяло солдату Харитону сбегать в ближайший город передать какую - нибудь депешу. Харитон бежал и относил во - время и надежно.

Попала Харитина к мужу в полк примерно в апреле, а в августе Якова ранило в ногу и он был отправлен в госпиталь. Сперва жена последовала за ним, но когда ему стало легче - вернулась в роту.

Командир батальона перевел Харитину в посыльные - так она и депеши в город относила, и мужа успевала проведать, и гостинцы из города солдатам приносила.

И опять всем вокруг было хорошо.

Если бы не непосредственно война.

В сентябре 1904 года Харитина собиралась отметить свои именины через пару дней и уже отпросилась у командира в город - видимо, за очередными гостинцами.

Заодно, она должна была доставить и очередной рапорт. И вот только этот рапорт командиром был дописан, как начался страшный обстрел их позиций со стороны японцев. А были они в это время возле Порт - Артура

-3

И во время этого обстрела Харитина и еще полтора десятка солдат погибли. Она вообще, так получилось, что сама навстречу снаряду выскочила из укрытия. В общем - ее, конечно, похоронили на горе Высокой, в общей могиле, но хоронить там осталось немногое.

Как понимаю, посмертно, она была награждена Георгием 4-й степени.

Судьба Якова, их хозяйства и мальчика - китайца не известна.

Вот такая была простая русская женщина, которая умудрилась проникнуть на фронт вслед за мужем и там вокруг себя всем делать хорошо своей заботой, ловкостью, храбростью и нечеловеческой выносливостью.

Длилась ее фронтовая жизнь недолго - с апреля по сентябрь 1904 года, но память она о себе оставила добрую.

А это ее последняя фотография. Через несколько часов от этой героической жены почти ничего не останется.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же, напоминаю, что у меня есть второй канал, совершенно не похожий на этот НАЖАТЬ НА НАЗВАНИЕ:

ЕВРовзгляд