С тех пор, как люди (хотя бы некоторые) научились смотреть на религию отстранённо, они стали задумываться о её происхождении. Теория о религии плодородия - одна из попыток разобраться в этом тёмном вопросе.
Суть её сводится к тому, что источником религий является восторг и страх человека перед собственными воспроизводительными возможностями, а также плодородием и изобилием природы.
Эта теория возникла в XVIII веке, когда европейские учёные столкнулись с контрастом: с одной стороны, чувства вины и стыда, которые испытывали люди западной культуры при мысли о половых отношениях, и с другой - жизнерадостность, вносимая древними греками и римлянами, да и современными индусами и многими другими народами в сексуальные отношения, которые представляются им естественным проявлением человеческих потребностей.
Ввёл эту концепцию в научный оборот англичанин Ричард Пейн Найт, описав её в своем скандальным по тем временам трактате о культе Приапа (1786 год); развивалась она и далее, так, известный этнограф, антрополог и исследователь мифологии Джеймс Фрэзер посвятил ей свой основной труд «Золотая ветвь» (1915 год).
Религия плодородия дала любопытные плоды. Так, например, нео-друид Оуэн Морган в книге «Свет Британии» (1888 год) по-своему истолковал христианство: Иисус, по его мнению, являлся просто божеством плодородия, чья жизнь, смерть и воскрешение имели, прежде всего, сексуальное значение.
А несколько позднее антрополог и медиевист Маргарет Мюррей, анализируя причины охоты на ведьм в средневековье, пришла к выводу, что целью этих процессов было искоренение существовавшего в Европе культа плодородия, некоей древней ведьмовской религии.
Реальных доказательств столь смелому предположению, впрочем, не нашлось, но это не помешало вдохновенным сторонникам Мюррей в середине XX века создать ставшую довольно популярной неоязыческую религию с нежным названием - викка.