Найти тему
Monocle.ru

S&P 500: ралли Санта-Клауса в яме

   pxhere.com
pxhere.com

Вчера был первый день периода, который считается временем ралли Санта-Клауса (пятерка последних торгов уходящего года и первая пара — наступающего). И пока что динамика фондовых индексов вновь подтверждает существование этой календарной аномалии. Dow Jones Industrial Average вырос в пятницу на 0,53%, S&P 500 — на 0,59%, а Nasdaq Composite — на 0,21%.

Удивляться этому уже трудно. Рост S&P 500 в этот период фиксировался 6 предыдущих сезонов подряд, а всего с 1928 года – в 79% случаев.

Некоторые исследователи считают это явление следствием массовой оптимизации налогов на фондовом рынке США. И, скорее всего, наряду с приукрашиванием портфелей управляющими, инвестированием бонусов и другими возможными причинами, она, действительно, несет часть ответственности за этот рост.

В ноябре и декабре американцы по традиции продают часть акций, упавших с начала года. Это позволяет, зафиксировав убыток, снизить выплаты государству. Ближе к концу года вырученные деньги реинвестируют, причем зачастую не в отдельные акции, а в биржевые фонды широкого рынка, такие как SPDR S&P 500 ETF Trust. Приток средств в них часто выходит на максимумы года именно в декабре.

На этот раз выбор у оптимизаторов налогов был особенно широк — от фондов до акций. Достаточно вспомнить, что индекс Nasdaq Composite потерял с начала года 32,9%, а отдельные бумаги из числа наиболее популярных — и того больше. Так, некогда любимые публикой акции Tesla упали на 65%, а, например, Amazon.com — на 49%.

На растущем рынке найти в своем портфеле отдельную упавшую акцию инвестору было несравнимо проще, чем снизившийся диверсифицированный фонд. Но на падающем, особенно таком, как в этом году, это несложно, ведь в США широким фронтом дешевели как акции, так и облигации.

И именно с продажами, обусловленными налогами, стратег Bank of America Майкл Хартнетт вчера связывал отток средств из фондов акций США на неделе, завершившейся 21 декабря. Он, по данным EPFR, составил 41,9 млрд долларов – это максимальные потери в истории.

Если часть этих средств будет реинвестирована на «тонком» предновогоднем рынке, с которого многие уже ушли на каникулы, то это вполне может поддержать ралли. Но пока что уходящий месяц борется за титул одного из худших декабрей в истории.

На закрытие пятницы потери S&P 500 и Nasdaq Composite за три подряд недели, завершенные в минус, составили 5,8% и 8,5% соответственно. Если бы месяц на этом и закончился, то он вошел бы в первую тройку худших декабрей XXI века, уступая лишь 2018-му и 2002 году. Для того чтобы войти в подобный Top 3 во всей истории, S&P 500 до конца 2022-го достаточно потерять еще буквально пару процентов, вытеснив из ренкинга 1930-й год.

Ралли Санта-Клауса, конечно, способно помешать этому, но некоторых итогов уже не перепишешь. Для фондового рынка США этот год стал худшим с 2008-го, памятного мировым финансовым кризисом. И следующий тоже не обещает ничего лучезарного. Перспективы рецессии, связанной с ужесточением политики ФРС, не зря давили на фондовые индексы в последние три недели. «Обычно рецессии подкрадываются к нам незаметно. Гендиректора никогда не говорят о рецессиях, — отметил вчера на CNBC главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди. — Теперь гендиректора лезут из кожи вон, говоря, что мы впадаем в рецессию. Каждый человек по телевизору говорит о рецессии. Каждый экономист говорит о рецессии. Я никогда не видел ничего подобного».

Впрочем, обрушение доходов американских компаний, соответствующее сценарию серьезного экономического спада, все еще не отражено в цене их акций. «Падение прибыли может быть похоже на то, что случилось в 2008-2009 годах», — писал на этой неделе стратег Morgan Stanley Майкл Уилсон. Коэффициент P/E (цена/прибыль) S&P 500, между тем, сейчас равен 20, что все еще выше среднего (медиана 14,9). При падении же прибыли, сопоставимом со временами мирового финансового кризиса, P/E и взлетит, как в 2009 году — выше 120. Все это, самое меньшее, означает, что, несмотря на серьезное падение котировок, медвежий рынок в США далек от завершения.