Цифровая трансформация бизнеса — трудоемкий, но важный технологический процесс. Как она работает? Как развиваются облачные сервисы, платформы, интернет вещей, мобильные приложения, технологии искусственного интеллекта и многое другое? Что такое «антихрупкость» и эластичность? И где задействован весь набор инструментов, которые предлагают современные IT?
Этот год приготовил для бизнеса много испытаний: тотальное импортозамещение, переориентацию логистических потоков, резкие изменения спроса. Для некоторых компаний, оказавшихся в нужное время в нужном месте, таким испытанием стал скачкообразный рост, который может быть не менее опасен, чем падение. Задействуем термин из одноименной книги «Антихрупкость» Нассима Талеба. Хрупкие бизнес-структуры в таких условиях погибают, эластичные или «антихрупкие» — не только сохраняют свои позиции на рынке, но и захватывают его.
Специфика подхода «Сбера» к проектам трансформации — поиск в каждом решении точек «антихрупкости», рассказали в компании.
Цифровая трансформация — это повышение эластичности бизнеса. Путь внедрения начинается с определения бизнес-задач: на какие показатели рассчитывает выйти заказчик или, например, какие новые точки роста могут быть получены в результате перехода на облачные сервисы. Уже отсюда на основе бизнес-логики определяется набор технологий и платформ. В ходе внедрения просчитываются разные сценарии развития бизнеса, клиент будет готов к любому из них.
Технологические решения, которые предлагают эксперты, уже доказали свою эффективность и опираются на опыт внедрения в различных отраслях и компаниях различного объема бизнеса. При этом, исходя из задач бизнеса, часто бывает так, что решения приходится разрабатывать с нуля, и специально для этого в компании запустили партнерскую программу для интеграторов и IT-вендоров, которые, пройдя аккредитацию, принимают участие в проектах с клиентами, отметили в «Сбере». А для тех, кто хочет больше узнать и погрузиться в тему цифровой трансформации, работает ресурс «СберПро Цифровое развитие».
За управление проектом трансформации отвечает CSM — customer success manager. Когда общая диагностика проведена, опытный менеджер изучает бизнес клиента, разрабатывает проект и помогает реализовать комплексный цифровой переход под конкретные потребности бизнеса клиентов в любом регионе России.
При этом комплексный подход к цифровому переходу актуален в самых разных сферах жизни общества. Один из ярких примеров для трансформации: бизнес по интеграции и оформлению трудовых мигрантов. Он специфичен, сталкивается с теми же сложностями, но должен учитывать экономический, социальный и культурный процессы в стране. Для помощи мигрантам и их потенциальным работодателям компанией «Бронка Групп» при поддержке «Сбера» было разработано мобильное приложение, которое уже завоевало аудиторию. И его популярность продолжает расти. Об этом рассказал генеральный директор холдинга Никита Муров.
«На сегодняшний день уже более 16 тысяч трудовых мигрантов подключено к приложению. Его работа позволила сократить срок обслуживания одного клиента, что важно для оптимизации нашей работы. «Патент мобайл» позволяет масштабировать преимущества на всех трудовых мигрантов. Потенциально аудитория приложения может быть увеличена до 2 млн человек», — отметил он.
Масштабирование — одна из ключевых идей в подходе «Сбера» к внедрению информационных технологий, делятся в компании. Проект не ограничивается решением текущих задач в вопросах оформления трудовых мигрантов. В планах — построение целой платформы, объединяющей все сервисы, необходимые трудовому мигранту: от поиска работы и трудоустройства до оформления страховки и подключения к сети сотовой связи.
Так, в приложение интегрировали сервис «Сбера» по уплате НДФЛ для иностранных граждан без комиссии. А также ведется активная работа по созданию приложения «Биржа труда» в кооперации с сервисом «Работа.ру». Совсем скоро можно будет оформить электронный полис ДМС и электронную сим-карту. Интеграция всех этих сервисов позволит создать полноценную экосистему для трудовых мигрантов, которые приезжают в Россию.
Технологический всплеск затрагивает и сельское хозяйство, которое даже в наши дни остается бизнесом с высокой степенью неопределенности. Помимо динамики цен на продукцию фермеров, которая зависит от многих факторов, включая политические, есть и такой плохо предсказуемый, как погода. Современные технологии помогают бороться с хрупкостью бизнеса, повышают его способность к адаптации.
Для компании «Таргет Агро» инструментом «антихрукпости» стало построение платформы, которая объединяет все этапы производства — от поля фермера до логистики и экспорта, отмечает генеральный директор компании Степан Инюточкин.
«Сегодня мы строим экосистему. В полном смысле этого слова. Мы работаем от земли, где расположены средства производства нашего фермера, до экспорта готовой продукции в страны Азии», — рассказал он.
Бизнес-цели, для решения которых «Таргет Агро» пригласило специалистов «Сбера», — построение единой экосистемы для фермера с возможностью доступа к информации из любой точки России и выхода на целевые показатели маржинальности. Предложенное решение — Цифровой агрономический центр — включает в себя набор облачных технологий. Одна из них — «СберАналитика». На основании исторических данных технология позволяет строить точные прогнозы севооборота. Также решение включает в себя CRM с личным кабинетом для каждого фермерского хозяйства, интеграцию с технологиями «1С» и сервисами «Геомир», а также обучение команды на стороне заказчика. Программа рассчитана до марта следующего года.
«Те сервисы, которые мы уже используем и планируем внедрить, позволяют быстро и достоверно получать информацию в любой точке страны. Для нашего клиента это будет выигрыш в скорости. Благодаря цифровым технологиям, а главное — надежности этих технологий наш клиент получает сервис в любой точке России», — подчеркнул эксперт.
Но все же — как компаниям проходить через периоды турболентности? Для решения задач следует искать и реализовывать точки эластичности. Так, для сети термальных курортов «Баден-Баден» такими точками стали мобильное приложение, управляющее клиентским опытом, оптимизация бизнес-процессов, построение прогнозов с использованием искусственного интеллекта. Особенность взаимодействия заключается в том, что заказчик общается со своим куратором на языке бизнеса. А вот подобрать подрядчиков и перевести задачи клиента на язык технологий — уже задача CSM, рассказывает коммерческий директор сети «Баден-Баден» Станислав Колчин.
«У нас есть куратор, который самостоятельно под каждую задачу подписал подрядчика из экосистемы «Сбера». Сейчас над проектом трудится порядка четырех компаний, но все общение замыкается в одно окно. Есть менеджер, который сопровождает задачу. И мы по факту решаем только бизнес-вопросы, а не ищем переводчика с коммерческого на «айтишный» язык», — рассказал он.
Первыми результатами сотрудничества стали точный прогноз числа посетителей, систематизация опыта компании, возможность быстро и эффективно развиваться, открывая новые точки.
«На примере использования искусственного интеллекта для прогнозирования количества гостей, которые посещают один из наших курортов, команде «Сбера» удалось достичь результатов. Для нас это означает оптимизацию товарных запасов и экономию на количестве выводимого персонала в определенные дни. Теперь мы систематизируем наши знания, и впоследствии все наши комплексы будут открываться с гораздо большей эффективностью и в более короткие сроки», — отмечает Станислав Колчин.
В целом в части цифровой трансформации бизнес приходит в первую очередь за опытом, подводит итог управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса «Сбера» Дмитрий Трофимов.
«Бизнес к нам приходит за опытом. «Сбер» — один из ярких кейсов именно успешной цифровой трансформации. Мы делимся этим опытом с клиентами, приглашаем их к себе, показываем, как у нас работают те или иные бизнес-процессы. Год назад мы решили делиться опытом в рамках комплексного сервиса. Мы назвали этот проект Digital transformation as a service. Клиентам предоставляется бесплатный консалтинг по поводу того, как трансформировать бизнес на основе нашего опыта, в том числе полученного в работе с клиентами разных отраслей. Через нас клиент получает доступ ко всему лучшему, что есть на российском рынке», — отметил он.
С точки зрения бизнес-показателей клиенты делятся на два типа: те, кто хочет оптимизировать свои затраты, либо те, кто хочет поменять бизнес-модель и выйти на новые рынки, добавляет Дмитрий Трофимов.
«Есть проекты, которые мы уже завершили по цифровой трансформации бизнеса, есть проекты, которые в процессе, есть там, где клиенты вошли во вкус и хотят не только, например, какого-то направления, но думают о том, как в целом перестроить свою бизнес-модель. Глобально они делятся на две группы. Какие-то компании хотят оптимизировать свои затраты. Например, с одной из компаний из потребительского сектора нам удалось на 20% оптимизировать затраты. Либо проекты, направленные на то, чтобы поменять бизнес-модель и выйти на новые рынки. Если нам удается с нашими клиентами оптимизировать бизнес-модель так, чтобы выйти на новые рынки, тут буквально за пару лет можно достичь роста выручки в разы», — подытожил он.