15 декабря 2021 года туристка приобрела в турагентстве тур на январские праздники с 1 по 9 января 2022 года, в который входило: проживание в египетском отеле Tropitel Sahl Hasheesh 5*, авиабилеты, страховка, трансфер, ежедневные обучения теннисному спорту. За все девушка отдала 320 400 руб. За несколько дней до вылета девушка почувствовала боли в области таза и отправилась на обследование, где ей было назначено лечение и она была признана нетрудоспособной. Более того, у молодого человека тоже разбушевалась болезнь под названием фаринготрахеобронхит.
В общем, по неприятной случайности, оба туриста на кануне Нового года и поездки заболели и не смогли совершить путешествие. Написали заявление на аннуляцию тура и возврат, но неожиданно турагент просто исчез!
Наши юристы начали проводить расследование и попытки вернуть от всех поставщиков деньги. В результате туроператор Coral Travel сообщил, что вернет деньги турагенту (который исчез) для возврата туристам, в сумме 86 014 руб. за вычетом 14 624 руб. фактически-понесенных расходов, так как турагентом было оплачено 100 639 руб. за проживание, трансфер и страховку, в том числе от невыезда. Остальные услуги вроде как приобретались у других поставщиков.
По страховке от невыезда был сделан расчет к возврату - 13 868 руб., вернули, но после долгой процедуры разбирательств и дополнительных требований.
Дальше начали заниматься авиаперелетом, где "Аэрофлот" сообщил, что деньги придется требовать с турагента, возврат сделан. Все думали, что возврат произведен тому самому исчезнувшему турагенту, но нет, турагент их забронировал не через что-то самостоятельно, а через GDS-систему того же туроператора Coral Travel, агентом по билетам оказался туроператор, ему и вернула авиакомпания 77 936 руб.
От организатора теннисных услуг в Египте ООО "Интур-сервис" пришло подтверждение переноса средств на депозит по занятиям и аренде теннисного корта на 128 000 руб., то есть можно будет использовать деньги в следующий раз.
Так как никто ничего долгое время не возвращал, но при этом цифры бесконечно где-то мелькали, туристы подали жалобу в Роспотребнадзор, который сообщил, что "увы и ах, у нас мораторий на проверки, поэтому всю эту массу поставщиков проверить не можем, идите в суд". В суд и обратились.
Первый иск был в отношении туроператора Coral Travel, после получения иска туроператор моментально вернул деньги за авиабилеты туристам (77 936 руб.), а те 86 014 руб. за проживание/трансфер/страховку - не туристам, а исчезнувшему турагенту, тот их получил и присвоил себе, ничего туристам не сказав. И тут в ходе судебного разбирательства узнается, что не выходящий на связь турагент ИП Тельгереков Артем Викторович 1 июня 2022 года закрывает свое ИП и подается в банкротство. 11 мая 2022 года Арбитражный суд г. Москвы признает его банкротом и вводит реализацию имущества, назначает финансового управляющего. В связи с этим Коптевский районный суд г. Москвы отказал туристам в исковых требованиях, посчитав, что раз туроператор деньги турагенту вернул - он не должен отвечать за турагента-банкрота.
19 сентября 2022 г. возникает уточненное исковое заявление с требованием к турагенту вернуть деньги как неосновательное обогащение в размере 228 597 руб. Калининский районный суд г. Санкт-Петербурга решил взыскать с экс-турагента как с физического лица 228 597 руб., моральный вред 20 000 руб., штраф 124 298 руб., расходы представителя 20 000 руб., в сумме 392 895 руб.
Что еще остается делать? Юристы нашей компании через Арбитражный суд г. Москвы подали заявление на внесение туристов в реестр кредиторов должника (бывшего ИП) с требованием неосновательного обогащения на сумму 228 597 руб., оно вступит в силу 6 января 2023 г. Взыскание по банкротным делам происходит не быстро, будем ждать положительного для туристов итога.
В чем сложность дела: не было ясно у кого деньги и какие ФПР у туроператора, пришлось создавать 2 иска, причем одновременно, чтобы хитро все успеть. В мае подали, а в июне турагент инициировал процедуру своего банкротства, пришлось переписывать иски, документы по 2 раза и создавать множество документов, жалоб, писем в Coral Travel. В итоге банкротство это уже 3-я "рыба". По временным затратам дело очень объемное, ибо каждый день новые обстоятельства, жалобы, претензии и прочее. Не знала, брать дело или нет, но руководитель компании уговорил, так как тут действительно вина турагента, он просто исчез, нужно было помочь туристам.
Ольга Федорова, юрист компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры", который ведет дело.
Требуется защита в суде?
+7 (499) 390-78-97, info@ukab.ru
Канал "Юристы в туризме" - это самая актуальная информация о юридических тонкостях туризма и самые яркие личности турбизнеса.
Канал принадлежит компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" и Общественной организации "ПравТурСоюз". Юридическая поддержка в туризме: +7 (499) 390-78-97, info@ukab.ru
Абонентское юридическое обслуживание
Готовые комплекты документов
Защита в судах
Претензионная работа
Юридические консультации
Мы в: ВК, Одноклассниках, Telegram, YouTube