Найти в Дзене

«Главный инженер Советского Союза»

К 120-летию со дня рождения Вячеслава Малышева

Иосиф Сталин называл Вячеслава Малышева «главным инженером Советского Союза». Они хорошо знали друг друга – Вячеслав Александрович был заместителем Сталина по Совету народных комиссаров и затем по Совету министров в 1940–1944 годах и в 1947–1953 годах. Сам же Малышев считал дело всей своей жизни – машиностроение – «стальной вселенной» и знал о нем больше, чем позволено человеку.

Путь Малышева от «низших чинов» до самых высоких инженерных вершин был и стремителен, и обычен для эпохи индустриализации. Родился 3 (по новому стилю – 16-го) декабря 1902 года в Усть-Сысольске – современном Сыктывкаре. Отец – преподаватель биологии, человек для провинции очень образованный и вольнодумный. В свое время он окончил Петербургский учительский институт и не скрывал своего атеизма. Два старших сына – Авенир и Леонид – стали художниками.

А вот младший Вячеслав, сохранив семейную тягу к творчеству, выбрал сугубо материальную сферу деятельности. Техническими вузами послереволюционная российская глубинка не баловала, поэтому азы профессии пришлось в 1920–1924 годах изучать в Великолуцком техническом железнодорожном училище (техникуме). Уже здесь Малышев возглавил не только студенческий комитет, но также научно-технический кружок, который сам же и организовал. Любопытны темы его докладов, явно опережающих окружающую действительность: «Радий и его свойства», «Будущее тепловозной тяги».

Трудовой путь начинал с низов: работал помощником машиниста паровоза, вступил в ВКП/б/, служил по призыву в армии, вернулся на железную дорогу уже машинистом. Одним из первых в стране освоил вождение тепловозов.

Осенью 1930 года наступил новый этап: по партийному призыву Малышев снова студент, теперь Московского высшего технического училища.

В 1934 году вместе с дипломом МВТУ получил направление на один из лучших машиностроительных заводов СССР – Коломенский паровозостроительный. Инженерная карьера проходила в духе времени – жесточайшая по напряжению и стремительная для тех, кто это напряжение выдерживал. Последователь прошел должности конструктора, заместителя главного конструктора, заместителя и начальника цеха, главного инженера, директора предприятия.

Нарком Малышев

В феврале 1939 года – первый большой государственный пост. Вячеслав Малышев назначен наркомом тяжелого машиностроения. Теперь он отвечал за обеспечение оборудованием горнодобывающей и металлургической отраслей. Здесь начинается удивительный политехнизм Малышева. Позднее один из его подчиненных, известный металлург Коробов, отметит: «Металлургия, нефтебуровое хозяйство, энергетика, химия, легкая промышленность – Малышев удивительным образом знал все отрасли через оборудование, изготовлявшееся машиностроительными заводами».

Следующие должностные перемещения неизменно связаны с изменениями государственных приоритетов – Малышев всегда там, где решаются судьбы страны.

Едва возглавив Наркомтяжпром, он выступает на XVIII съезде ВКП/б/ с докладом о подготовке промышленности к предстоящей Второй мировой войне. Будущее представлялось как война моторов – танковых, тракторных, автомобильных. Осенью 1940 года Малышев назначен наркомом среднего машиностроения. В его подчинении новейшие автотракторные заводы и предприятия Главспецмаша, то есть танкостроение. Первые нуждались в ускоренной перестройке на военные рельсы, второе – в освоении поточно-конвейерных методов производства танков новых типов, прежде всего Т-34.

В первые же дни Великой Отечественной войны глава Наркомсредмаша, отлично знавший все недостатки и техническое состояние танкового парка РККА, пишет докладную записку Сталину о необходимости перевода дополнительных заводов на выпуск танков. Этому вопросу были посвящены первые два постановления нового высшего органа управления СССР – Государственного комитета обороны.

Но уже поздно – трагедии избежать не удалось. В начале осени все танковые заводы отправляются в эвакуацию. Отрасль нужно создавать по существу заново. 11 сентября Вячеслав Малышев становится во главе вновь образованного Наркомата танковой промышленности. Он отлично знал, что любой кризис – это не только опасность, но еще и возможность. На новых местах танкостроение изначально устраивается под применение самых прогрессивных поточно-конвейерных методов и технологий. К примеру, приказ по наркомату о всеобщем внедрении в бронекорпусном деле автоматической сварки Малышев подписал уже 6 ноября 1941 года. Расчеты наркома и его команды по достижению максимальной производительности отрасли оказались максимально близкими к реальности. Попытка добиться бóльшего путем силового и идеологического нажима, приведшая к временному уходу с поста наркома (июль 1942-го – июнь 1943 года), ни к чему в итоге не привела. Малышев вернулся на свое место, а Сталин больше никогда не сомневался в его выводах. В «войне моторов» советский Танкпром переиграл объединенную промышленность континентальной Европы.

О предстоящем восстановлении народного хозяйства в Наркомтанкопроме задумались, когда на западе СССР еще шли бои. Во второй половине 1944 года наиболее мощные и современные заводы поточно-конвейерного типа начали подготовку производства массовых и крайне необходимых изделий – тепловозов, вагонов, гусеничных тракторов. В октябре 1945-го все они были выделены во вновь образованный Наркомат транспортного машиностроения (с марта 1946-го – министерство). Возглавляет его, разуется, Вячеслав Малышев. За два последующих года обещанная продукция прочно встала на конвейеры. При этом на сохраненных рядом танковых линиях уже примерялись к выпуску танков нового поколения – «холодная война» уже начиналась.

Новые назначения

Но затем с министерством Вячеславу Малышеву пришлось на некоторое время расстаться. В 1948–1949 годах, наряду с обязанностями заместителя председателя Совета Министров СССР, он возглавлял уникальный орган – Государственный комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство. Страну в очередной раз отрезали от западных технологий, ей приходилось быстро решать проблемы технологической независимости. Вклад Малышева в это дело еще только предстоит изучить.

В январе 1950 года состоялось новое важное назначение. Главный противник – США – располагал подавляющим превосходством на море. СССР же не имел не только океанского флота, но и достаточного количества кораблей береговой обороны, особенно на Дальнем Востоке. Поэтому три года, вплоть до октября 1952 года, Малышев провел на посту министра судостроительной промышленности, возглавляя программу создания «большого флота».

В первой половине 1953 года Вячеслав Александрович участвовал в оказавшемся в конечном счете неудачным эксперименте со сверхмасштабным Министерством транспортного и тяжелого машиностроения. Но крах этой затеи произошел без него. 29 июня 1953 года Малышева назначили министром среднего машиностроения, то есть атомной промышленности.

В атомном проекте СССР Вячеслав Малышев принимал участие давно – с ноября 1945-го. Чисто научные вопросы, естественно, его касались мало в отличие от производственных. Он уже курировал строительство Уральского электрохимического комбината. По инициативе Малышева в новую отрасль в массовом порядке переводились танкостроители – конструкторы, технологи, руководители серийного производства. Именно под руководством Малышева Минсредмаш освоил серийный выпуск атомных и ядерных боеголовок различного назначения.

В стране тем временем наступали новые времена, да и здоровья после работы в эпицентре ядерного взрыва в 1953 году стало подводить – началась лучевая болезнь. В мае 1955-го Малышев возвращается на пост главы возрожденного Госкомитета по новой технике, в конце года становится еще и заместителем председателя экономической комиссии Совмина СССР по текущему планированию народного хозяйства.

Однако долго проработать уже не получилось. 20 февраля 1957 года Вячеслав Малышев скончался в возрасте 54 с небольшим лет. Трудно назвать главную тому причину – лучевая болезнь, два десятилетия немыслимого по напряжению труда без выходных и отпусков, или же отношение к «хрущевским реформам» и роспуску союзных министерств. В Наркомтанкопроме излишнее «сращивание» руководства заводов и местных партийных элит пресекалось строжайшим образом, а тут такое…

Инженерная карьера Вячеслава Малышева продолжалась всего 23 года, но вместила события и достижения более чем достаточные для десятков самых амбициозных людей. Многие продвигавшиеся им идеи вполне актуальны сегодня – атомные электростанции и подводные лодки, управляемое ракетное оружие танков и танковые газотурбинные двигатели. Что вы хотите? Вячеслав Малышев действительно был «главным инженером СССР».

Текст: Сергей Устьянцев, научный редактор пресс-службы УВЗ.

Фото: из фонда Юрия Максарева.