В основе каждого вида одаренности детей лежит определенный критерий, которые можно перечислить:
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. Степень сформированности. Форма проявлений. Широта проявлений в различных видах деятельности.
Особенности возрастного развития
Критерий — «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
Он построен на существовании основных видов деятельности, в каждом из которых участвуют разные уровни организации психики.
В основные виды деятельности входят: практическая, теоретическая (для детского возраста более подходит определение «познавательная деятельность»), духовно-ценностная, художественно-эстетическая, и коммуникативная. К сферам психики относится эмоциональная, мотивационно-волевая и интеллектуальная сфера, и каждая из них включает в себя разные уровни психической организации.
В интеллектуальной сфере психики выделяют понятийно-логический, пространственно-визуальный и сенсомоторный уровни; составляющими эмоциональной сферы психической деятельности являются эмоциональное реагирование и эмоциональное переживание; а к мотивационно-волевой сфере относятся уровни смыслопорождения, побуждения и постановки целей.
Каждый из основных видов деятельности в нашей жизни выражен различными занятиями, в которых у человека может проявляться одаренность. Так она способна проявляться: в ремеслах; в спорте и организационных мероприятиях, относящихся к практической деятельности; науках, интеллектуальных играх и других занятиях, в которых очень важную роль играет интеллектуальная составляющая, и которые относятся к познавательной деятельности; хореографии, литературе, музыке и изобразительном искусстве, принадлежащим к художественно-эстетической деятельности; в создании духовных ценностей, что является сущностью духовно-ценностной деятельности; также в наличии лидерских и аттрактивных личностных качеств, связанных с коммуникативной деятельностью.
И одаренность в той или иной деятельности обеспечивается всеми уровнями организации психики, однако ведущую роль играет тот уровень, который наиболее важен для успешного выполнения данной деятельности. Например, для музыкальной одаренности, не смотря на то, что она обеспечивается всеми уровнями психики, на первый план выходят или сенсомоторные качества, или эмоционально-экспрессивные.
Степень сформированности
По такому критерию одаренности, как «степень сформированности» ее можно разделить на актуальную и потенциальную.
Актуальная одаренность характерна для одаренных детей имеющих такие показатели психического развития, которые выражаются в выполнении конкретной деятельности в какой-либо области по качеству заметно превосходящем уровень ведения этой деятельности, соответствующий их возрасту.
Особой категорией детей, обладающих актуальной одаренностью, являются талантливые дети. К ним относятся ребятишки, которые уже в детском возрасте способны добиваться результатов, представляющих социальную значимость и ярко выделяющихся от достижений их сверстников в тех же областях. Как правило, оценка подобных результатов, как следствия деятельности талантливого ребенка производится специальными экспертами.
Потенциальная одаренность заключается в наличии у ребенка определенных психических возможностей для значительных достижений в какой-либо деятельности, но которые на данный момент еще функционально недостаточны для того, чтобы с их помощью можно было достичь высоких результатов. Подобная ситуация, когда скрытые способности не проявляются на практике, может быть вызвана многими причинами: отсутствием благоприятной окружающей среды, слабой мотивацией, не способностью регулировать свое поведение на должном уровне и т.д. Такая детская одаренность проявляется при условиях, оказывающих благоприятное развивающее влияние на потенциал ребенка, а для ее выявления должны обладать большим прогнозом, используемым в этом деле диагностических методов, так как о потенциальной одаренности можно судить лишь по отдельным признакам.
Форма проявления
Критерий оценки одаренности — «форма проявления» выделяет явную и скрытую одаренность.
Явная одаренность проявляется в деятельности отчетливо и ярко при самых разных условиях. И в случае такой одаренности специалист практически всегда делает правильное заключение о ее наличии у ребенка, что позволяет ему составить прогноз развития этой одаренности и на его основе разработать программу работы с юным носителем таланта. Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
Но далеко не каждый раз одаренность можно мгновенно распознать. Бывает и скрытая одаренность, проявляющаяся в замаскированной форме, и не заметная для посторонних людей. В подобном случае существует значительная вероятность лишения одаренных детей необходимого им внимания и помощи из-за ошибочных выводов об отсутствии у них одаренности. Хотя такие дети обладают незаурядными способностями, с помощью которых можно будет достичь огромных результатов.
Могут быть разные причины того, что способности ребенка не проявляются до определенного момента времени. И для своевременного выявления детей, обладающих скрытыми способностями, необходимо проводить комплексный анализ поведения ребенка, в котором значительное внимание уделялось бы рассмотрению его личностных особенностей, свидетельствующих о наличии незаурядности.
Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности»
Он разделяет одаренность на общую и специальную.
Общая одаренность распространяется на разные виды деятельности и лежит в основе успешного выполнения каждого из них. Психологическим ядром этого состояния является объединение в одно целое интеллектуальных способностей, сферы мотивации и системы ценностей, в основе которых лежит возникновение личностных качеств. К важнейшим чертам такой одаренности относится активность умственной работы и способность ее контролировать, что определяет степень понимания происходящих событий и степень эмоционально-мотивационной вовлеченности в деятельность.
Специальная одаренность проявляется в отдельных областях и делает ее носителя ярко индивидуальным и очень самобытным, она заключается в специализации психических ресурсов человека на определенный вид деятельности. Так на формирование способностей в изобразительном, музыкальном и в других видах искусства влияет специфическое своеобразие воображения, эмоциональных переживаний и сенсорной сферы. Но основой одаренности в лидерстве и социальном взаимодействии являются уже другие черты психики, как и в любых неодинаковых сферах деятельности. Специальная одаренность может быть следствием общей одаренности, когда под влиянием последней отдельные способности человека становятся значительно сильнее всех остальных, и выходят на качественно более высокий уровень.
Особенности возрастного развития
И, наконец, по последнему критерию «особенности возрастного развития» выделяют раннюю и позднюю одаренность. При данном разделении во внимание берется темп развития психики ребенка и возрастные этапы, во время которых обнаруживается явное проявление одаренности.
Применяя такой подход в выделении видов детской одаренности, стоит учитывать, что проявление незаурядных способностей в самом раннем возрасте еще не гарантирует высоких достижений в будущем, как и отсутствие ярко выраженных способностей в детский период жизни совсем не лишает человека блестящих перспектив в последующие годы.
По отношению к ранней одаренности существует некоторая корреляция между определенной деятельностью и возрастом, когда ребенок начинает демонстрировать незаурядные способности в этой деятельности. Так раньше всего одаренность начинает показывать себя в искусстве, а особенно в его музыкальной части. В научной же сфере таланты, способные к совершению новых достижений и открытий, как правило, проявляют себя в более позднее время, что связано с необходимостью достижения определенного уровня развития для обладания данными способностями. И при этом в области науки наиболее рано становятся выраженными математические таланты, примером чему служат Лейбниц, Гаусс и другие великие математики.
Исходя из всего вышеизложенного, можно определить одаренность, как многомерное явление, каждый индивидуальный случай которой стоит рассматривать, применяя все оценочные критерии.
The post Виды одаренности детей appeared first on Блог Психолога.