Или ШЛЕМ АДРИАНА
Во время Первой мировой войны, в самом её начале, выяснилась довольно грустная вещь: огромное количество солдат гибли в результате ранений в голову. Не потому, что враг стремился снайперски поразить их именно туда, просто в условиях окопной войны и широкого использования шрапнели голова солдата или офицера страдала в первую очередь, даже если люди находились под прикрытием бруствера. А главное - она ничем не была защищена (кепка или шапка не в счёт).
Это тем более странно, ибо ещё в глубокой древности военные обязательно стремились надеть на голову какой-нибудь шлем, да попрочнее, и он весьма неплохо выполнял свою функцию. А потом почему-то решили, что всё позади и это немодно. Наверное, потому, что в былые времена люди старались ударить друг друга по голове мечом, саблей, кистенём, палицей, дубиной и пр. А с изобретением огнестрельного оружия эта опасность, якобы, стала второстепенной. На самом деле - нет.
Видя такую картину, французский инженер Луи Адриан предложил хоть как-то помочь своим солдатам. Он разработал простейшее приспособление la Cervelière в виде этакой металлической ермолки, которая надевалась либо под солдатское кепи и защищало мозговую часть черепа.
Сами бойцы новинку приняли с энтузиазмом, поскольку речь шла о жизни или смерти. Хотя некоторые и смеялись до упаду, видя на головах друзей такие вот кастрюли.
Но начальство почему-то было уверено, что война скоро закончится, а значит, незачем тратить деньги на производство каких-то котелков. Тем не менее, к весне 1915 года было изготовлено около 700 000 стальный тюбетеек из металла толщиной 5 мм. Они спасли не одну жизнь.
Однако Адриан решил не останавливаться на достигнутом и продолжил работу в этом направлении. Очень скоро он предложил ещё один вариант, который и обессмертил его имя. КАСКА АДРИАНА пришла в войска, а затем распространилась по всему миру.
Ежемесячно на фабрике Japy во Франции производили до 52 000 шлемов, который сразу же отправлялись на фронт.
Правда, тут выяснилась довольно неожиданная вещь: согласно статистике того времени, количество раненых в голову после того как всех бойцов обязали носить шлемы, не снизилось, а возросло! Но при детальном изучении этого парадокса оказалось, что всё просто: раньше попадание пули, осколка или картечи в голову обычно приводило к смерти, и убитых вписывали в графу "жертвы", считая отдельно от раненых, теперь же выживаемость значительно повысилась, а значит, жертв стало меньше, зато раненых - больше. Значит, КАСКА АДРИАНА и тут помогла спасти очень многих от смерти.
К концу 1915 года было распространено более трех миллионов таких шлемов. К концу 1916 года - семь миллионов. Их репутация была настолько впечатляющей, что Франция начала продавать ШЛЕМЫ АДРИАНА иностранным армиям по цене 6 франков за штуку. Италия купила 1 600 000 единиц, Россия - 340 000, Бельгия - 208 000, Сербия - 123 000, Румыния - 90 000, Голландия - 10 000 штук.
А когда к началу 1917 года подсчитали количество ранений в голову, оказалось, что этот показатель снизился до 22%, причём лишь половина из низ были смертельными.
Каска была изготовлена из листовой стали толщиной 0,7 мм из 4 частей; корпус, козырек и защита шеи. Различали маленькие, средние и большие каски, которые в среднем весили примерно по 700 г. Первые шлемы были окрашены в светло-серый/синий цвет, имели подкладку из овчины и ремешок для подбородка. Овчину вскоре заменили козьей шкурой, которая более износостойкая. Но потом оказалось, что краска слишком хорошо отражает свет и демаскирует солдат. А когда находчивые бойцы начали мазать её грязью, выяснилось, что тканевые чехлы для шлемов, распространяемые в тяжелых траншейных условиях, превратились в источник инфекции, что значительно усугубляло любую травму. Все эти моменты были учтены в дальнейших моделях касок.
Огюст Луи Адриан (29 августа 1859 - 8 августа 1933) - французский инженер, военный интендант. Его семья жила в городе Мец, но после немецкой аннексии этих территорий в 1871 году была вынуждена бежать вглубь Франции. Поэтому к "бошам" у Адриана были личные счёты.
Он закончил Политехнический институт, артиллерийско-инженерное училище, стал офицером и выбрал инженерное дело. Работал в Сомюре, Ренне, Сен-Мало, руководил строительством оборонительных сооружений на острове Сезембре. С марта по декабрь 1895 года принимал участие в экспедиции на Мадагаскар.
В 1907 году, став заместителем директора интендантства военного министерства, Адриан прославился беспощадной борьбой с коррупцией, чем нажил себе надежных врагов как среди военных, так и среди гражданских лиц.
В 1913 году он уже собирался уходить на пенсию, однако началась война, и Адриан потребовал восстановления в должности. Благодаря его самоотверженным усилиям, в Лилле были спасены 4000 тонн сукна, что помогло потом обеспечить солдат обмундированием.
Поскольку в условиях зимы палатки были недостаточно эффективны, да их и элементарно не хватало, он предложил конструкцию разборных деревянных домиков, которые получили название БАРАКОВ АДРИАНА.
Эти портативные казармы широко использовались во время Первой мировой войны в качестве складов, магазинов, ангаров, мастерских, операционных, приемных и так далее. Их производили вплоть до 1970-х, предлагая уже как бюджетный вариант жилого дома.
Помимо этого Адриан также работал над созданием бронежилета, защитных очков, бронированных турелей для авиаторов и т.д.
Однако его главным детищем всё равно остаётся та самая каска, которая лежит на могиле Адриана в Жене, Ла-Манш.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!