«Плохо считает устно!» - частый запрос от родителей.
Основные составляющие хорошего устного счёта:
☝Это база. Если что-то из этого выпадает, нужно корректировать. Она "нарастает" годами.
Чтобы в будущем ребёнок легче мог осваивать математические операции, нужно развивать:
⬆Подробнее про предпосылки к формированию навыков счёта писала в этой статье.
Диагностика
Базовые умения/знания, необходимые для хорошего устного счета:
При диагностике всегда проверяю:
✅Понимание нумерации:
✔счёт в прямом/обратном порядке от заданного числа
(«Посчитай от 8/16/54/120» и т.д. – зависит от возраста ребёнка)
✔счёт через 2/4/6 и т.д.
(на этом этапе сразу видно, есть ли проблемы с составом числа/переходом через десяток/пониманием разрядного состава)
✅Знание состава числа:
✔счёт в пределах 10
(ребёнок не должен тратить на ответ больше 5 секунд)
✔счёт в пределах 20 с переходом/без перехода через 10
👆(нужно разобраться в методе счёта):
➕знает наизусть
➕пользуется таблицей сложения
➕использует алгоритм перехода через 10
➕считает на пальцах/пересчетом и т.д.
☝В зависимости от способа счёта можно судить о наличии/отсутствии проблем и выстраивать план коррекционной работы.
✅Понимание взаимосвязи действий:
(прошу доказать, что выполнил вычисления верно, т.е сделать проверку)
✔ решение равенств с пропущенными числами (окошками) устно
✔ решение уравнений
✅Понимание разрядного состава чисел:
(использую разные формулировки «12 – это 10 и ?», «Сколько десятков в числе 25?» и т.д.)
Часто дети пользуются разными способами счёта при переходе через 10. Опять же, нужно выяснить, каким способом производит вычисления.
Проверяю умение раскладывать на "удобные" слагаемые числа в разных случаях.
☝Часто детям не хватает четкого алгоритма действий.
🗣️В таком случае проговариваем вслух КАЖДЫЙ этап, пока не избавимся от пауз.
✅Начиная с 3 класса к этому перечню добавляется проверка знания таблицы умножения.
Про варианты автоматизации счета расскажу в следующей статье.
💙Было ли полезно? Если есть что добавить, буду рада прочитать в комментариях ⬇