Часто получаю вопросы от родителей дошкольников:
"С чего начать изучение математики?"
Для начала разберёмся в когнитивных процессах формирования навыков счёта:
Сенсорное развитие
Успешное освоение математических понятий во многом зависит от уровня сенсорного развития ребёнка.
Чем более точным и дифференцированным являются представление детей о временных, пространственных и количественных отношениях реальных объектов, тем легче будет переход от представлений к математическим понятиям.
Пространственные представления
Овладение числом и счётом по большей части зависит от усвоения пространственных отношений (умение отличать направления, определять расположение предметов по отношению друг к другу, оценивать величину и форму предметов)
При решении задач используются различные графические схемы, таблицы и т.д.
Нарушения развития пространственного восприятия затрудняют понимание и самостоятельное решение.
Мелкая моторика
В начальной школе формирование математических умений происходит на основе предметно-практических действий.
☝Это требует высокого развития мелкой моторики рук
(при плохой моторике действия затрудняются и ребёнок отвлекается от основной цели, фокусируясь только на собственных действиях)
Классификация
Для понимания числа и математического действия необходимо усвоение смысла разделения на множества (важно уметь выделять свойства каждого элемента, обусловливающих размещение в данном множестве).
Сериация
Процесс установления последовательных взаимосвязей. Основывается на выявлении и упорядочивании различий (длинный – длиннее - самый длинный).
При этом усваивается относительность признака, двойная зависимость объекта, находящегося между предыдущим и последующим элементами ряда ( 3>2, а 2<3).
Понятие о сохранении
Усвоение сохранения является основоположным для формирования понятия числа.
Память
В процессе обучения необходимо не только понять материал, но и запомнить.
Выполнение алгоритма действий основывается на кратковременной памяти (запись чисел, нахождение состава числа, удержание в памяти промежуточных результатов).
Речь
Выполняя практическое действие, ребёнок должен ориентироваться не только на его предметном содержании, но и на словесное выражение.
("К двум яблокам положили ещё два"➡ "к 2 прибавить 2" ➡ "два плюс два")
В математике слова имеют особое значение.
Чтобы описать свойства предметов и отношения между ними, понять формулировки правил - требуется подбор точных слов (терминов).
Таким образом, для усвоения счётных операций прежде всего необходимо овладеть пониманием математической терминологии.
Чтобы ребёнок мог перейти от наглядно – действенного мышления к абстрактному, должны быть сформированы операции:
- классификации
- сериации
- представления о сохранении количества
Овладение счётными операциями представляет сложный психологический процесс.
Перед целенаправленным обучением математике у ребёнка должны быть сформированы интеллектуальные и речевые предпосылки, что обеспечит более быстрое и качественное усвоение информации.