Найти в Дзене
ARTПатруль

Музы Пабло Пикассо – больше чем натурщицы

Оглавление

Кем были любимые женщины Пикассо, чем они знамениты, кроме связи с великим художником, и почему их творчество достойно внимания.

Сегодня имя Пабло Пикассо всемирно известно, его полотна находятся в коллекциях крупнейших музеев, а количество книг о нём исчисляется сотнями. Образ страстного испанца, полубезумного гения и революционера в живописи продолжает волновать умы и души людей.

Не секрет, что огромное место в его жизни занимали женщины, в любви он находил источник вдохновения и творческий импульс. Существуют исследования, полностью привязывающие эволюцию его стиля к перипетиям личной жизни. Действительно, с каждой новой музой манера Пикассо и настроение его полотен менялись. Но нередко из поля зрения ускользает, что некоторые женщины были не просто любовницами и натурщицами величайшего живописца современности, но и сами занимались искусством.

Первая муза

-2

Первой спутницей его творчества стала Фернанда Оливье (ему было 23 года, ей 18), многолетняя подруга и родоначальница «розового» периода. Именно с этой женщиной художник писал картины, которые в скором времени начали покупать. Она же была моделью одной из наиболее значимых работ Пикассо – «Авиньонские девицы», 1907 года, которая признана отправной точкой современного искусства. Художник характеризовал Фернанду как самоуверенную и самодостаточную женщину. Пикассо реализовал целую серию живописных и скульптурных работ под названием «Голова Фернанды», отдельные произведения из которой сейчас находятся в десятках мировых музеев.

Влиятельная подруга – Гертруда Стайн

-3

Однажды писательница Гертруда Стайн навестила Пикассо, когда он заканчивал работу над картиной «Моя красавица» (1911) и заявила со всей уверенностью: «Это не может быть Фернанда Оливье». Действительно, на полотне была изображена женщина, занявшая новое место в сердце художника – Марсель Умбер. Гертруда, конечно, не относится к числу возлюбленных нашего живописца. Однако, ее влияние на творческий расцвет Пикассо нельзя не учитывать. Кстати, изображая известный одноименный портрет Г. Стайн Пабло Пикассо переписывал картину несчетное количество раз. Летом 1906 года совершил поездку в Андорру и Госоль. После чего, вернувшись в Париж, завершил портрет уже под влиянием африканской культуры. В результате этого Пикассо создал объемную композицию, состоящую из многих частей, которая и предвещала новое в творчестве художника направление – кубизм.

Ma Jolie (Моя красавица)

-4

Упомянутая выше картина «Моя красавица» стала своеобразным признаньем в любви Марсель Умбер. Модель, носившая в богемной парижской среде имя Ева Гуэль — была возлюбленной Пабло Пикассо в период синтетического кубизма, с 1912 по 1915 год. Как он писал своему артдилеру Канвайлеру: «Я ее очень люблю и буду писать ее имя на своих картинах». Действительно, изображая кубистские натюрморты, Пикассо вставлял слова–поcвящения возлюбленной. Это время было слишком сильно насыщено счастьем: в 1915 году Марсель умерла от туберкулеза.

Стать и славянский шарм

-5

Ольга Степановна Хохлова родилась в семье военного в городе Нежин Черниговской губернии и с детства мечтала стать балериной. Хотя классического балетного образования она так и не получила, её мечта сбылась. После курса в частной балетной школе в Санкт-Петербурге в 1911 году она попала в труппу «Русских балетов» Сергея Дягилева. С этого момента начинается период активных гастролей по Европе и США.

Несмотря на распространённое мнение, что Ольга была дилетанткой, способной танцевать лишь в кардебалете, это было не так. Её талант заметили и оценили люди, стоявшие у истоков реформы балета: Сергей Дягилев, Михаил Фокин и Анна Павлова.

Самым известным и скандальным балетом, где танцевала Хохлова стал «Парад», показанный в Париже в 1917 году. Его создателями были нарушены все балетные традиции от смены самой манеры танца до отказа от пуант, балетных пачек и трико, которые были заменены костюмами-коробками. Работая в труппе Дягилева вместе с такими танцовщиками и хореографами, как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин и Михаил Фокин, Хохлова вместе с ними участвовала в процессе освобождения балета от жёсткой академической традиции.

Именно в процессе подготовки к «Параду» Ольга познакомилась с Пикассо, занимающегося оформлением костюмов и декораций. Вскоре после знакомства, уже в 1918 году они поженились. К сожалению, после свадьбы Ольга оставила карьеру балерины и посвятила себя семейной жизни, так и войдя в историю, как первая и единственная русская жена Пикассо.

Она ждала его всю жизнь

-6

Любовь к Марии–Терезе Вальтер оставила заметный отпечаток в творчестве Пабло. Этот период можно охарактеризовать как вершину его творчества. Влюбившись в Пикассо, эта девушка прощала ему свободолюбивый и сложный характер. Ее интересы были совершенно отличными от искусства – плавание, гимнастика, велосипед, альпинизм. Их отношения держались на ее покладистом, живом и веселом характере. В 1935 году у Марии–Терезы и Пабло родилась дочь Майя, которую Пикассо с удовольствием рисовал впоследствии. Девушка надеялась, что Пикассо женится на ней, но ее надежды не оправдались. Несмотря на прекращение отношений с этой музой, Пикассо обеспечивал ее материально и даже купил ей дом.

Модель, которая никогда не улыбалась

-7

Дора Маар родилась в 1907 году, её детство прошло в Аргентине, а уже 1920-м она приехала в Париж. Она занималась живописью и фотографией, была близка с Ман Рэем и кругом сюрреалистов. С Пикассо, который был старше её на 26 лет, она познакомилась в 1935 году в одном из парижских кафе. К этому моменту Дора была уже известным и востребованным фотографом, занималась фэшн-фотографией, работала на киностудии Billancourt Studios и в том же 1935-м году открыла собственное фотоателье.

Она была эпатажной, немного неуравновешенной, воплощала своим образом формулу «la femme fatale», и это чувствуется в её работах. Многие из них, не связанные с коммерческой деятельностью, полны драматизма. Например, ей принадлежит серия фотографий голодающих детей, сделанная в Барселоне. А в 1937 году художница создала одну из самых известных своих фотографических серий, запечатлев работу Пабло Пикассо над «Герникой».

Работы Маар совмещают в себе игривость и печать трагизма, она работает с ракурсами и активными тенями, создавая совершенно особый мир. Такой же загадочный и слегка нуарный, как и она сама.

После разрыва с Пабло, роман с которым продлился почти 10 лет, Дора пережила сильное душевное потрясение и попала в психиатрическую лечебницу. Но даже после выхода из неё, в годы затворничества и уединения она не перестала творить, писала стихи и картины. Расставание с художником сильно сказалось на её здоровье и позже она говорила, что он самоубийства её удерживает лишь нежелание доставить Пикассо такую радость.

Не покорившаяся любви

-8

Франсуаза Жило – ныне живущая французская художница, график и мемуаристка занимает особое место среди возлюбленных Пикассо. Она была единственной женщиной, первой разорвавшей отношения с художником. Впоследствии Жило написала мемуары «Моя жизнь с Пикассо», где без смущения назвала художника «Синей бородой».

Франсуаза родилась в 1921 году в семье промышленника, который воспитывал её как сына, закалив характер девочки. В планы отца не входило, чтобы дочь стала художницей, напротив он пророчил ей карьеру юриста. Жило училась в Сорбонне, затем получила степень бакалавра в Кембридже, где изучала английскую литературу, но в 1939 году она бросила обучение в юридической школе Ренна и серьёзно занялась живописью.

Учителем Жило стал венгерский художник Эндре Розда, который объяснил ей принципы абстрактной живописи. Вскоре Франсуаза познакомилась с Пикассо, которому тогда был уже 61 год. Молодая и амбициозная Жило видела в нём учителя и наставника, который мог бы ей помочь в изучении современной живописи и дать совет относительно творчества.

Живописные работы Жило очень жизнерадостны, в основном она работает с абстракцией и яркими контрастными сочетаниями цвета. В её ранних работах чувствуется влияние Пикассо и Матисса – она экспериментировала с кубистическими формами и цветовыми контрастами. Пожалуй, эти впечатления она пронесла через все своё многолетние творчество, но очень индивидуально их интерпретировав.

Последняя муза

-9

Последняя дама сердца великого художника – Жаклин Рок, с которой П. Пикассо познакомился в возрасте 79 лет (ей было на тот момент 34). Источником неиссякаемой энергии для создания шедевров в этот период стала его молодая жена. Эту свою музу мастер воплощал в своих картинах максимальное количество раз, более 400 портретов. Кстати, относительно общего количества написанных Пикассо картин до сих пор ходят споры (называют цифры и в 20 тысяч, и в 50 тысяч, и даже сотни тысяч). Жаклин Рок более всех прошлых поклонниц боготворила Пикассо, отличалась особой преданностью и искренностью, обращаясь к нему «мой господин». Эта женщина создала для Пикассо самые благоприятные и плодотворные условия для реализации творческих идей. Жаклин, женщина с египетским профилем, по словам самого художника напоминала ему алжирку (она же стала и прообразом серии картин «алжирские женщины»).

7 женских судеб - 7 периодов творчества великого абстракциониста... Фернанда Оливье – с этой женщиной художник начал продавать свои картины, с ней же создал серию работ «авиньонские девицы». С Марсель Умбер (Евой) художник начал счастливый и творчески наполненный период синтетического кубизма. Ольга Хохлова подарила Пикассо революционные идеи в творчестве, знакомство с Россией и возвращение к классическому жанру. С Франсуазой Жило Пикассо учится по–новому радоваться жизни, она привнесла краски и новые мотивы в творчество мастера. Мария Терез–Вальтер ознаменовала вершину творчества художника. Он делает скульптуру «Голова женщины», которая стала символом этого периода, а один из её вариантов впоследствии установлен на могиле художника. Дора Маар предвещала предвоенные нарастания в творчестве, серию картин «плачущие женщины». Портреты Доры Маар – в числе самых дорогих работ Пикассо. А с Жаклин Рок было написано больше всего картин, а также серия картин «алжирские женщины».