Найти тему

Три ящика с иконами из Управления Северного флота

Соловецкий монастырь. Фото 1959 год. Архангельский краеведческий музей. Фото с сайта goskatalog.ru
Соловецкий монастырь. Фото 1959 год. Архангельский краеведческий музей. Фото с сайта goskatalog.ru

Cокровища знаменитого Соловецкого монастыря в первые годы советской власти оказались под угрозой уничтожения. В начале 1920-х годов ученые в составе комиссии Наркомпроса спасали от передачи в Гохран (а, значит, от переплавки и уничтожения) произведения из ризницы и храмов монастыря, сортировавшиеся при изъятии просто по весу драгоценных металлов и камней. Приходилось доказывать выдающееся историческое и художественное значение памятников для того, чтобы спасти их от разграбления и передать в музеи. Однако, некоторые из них оставались в стенах монастырского собора дольше всего, став свидетелями трагических событий времен Соловецкого лагеря особого назначения для политзаключенных. Речь идет о нескольких иконах иконостаса Преображенского собора, поступивших в середине XX века в недавно созданный Музей имени Андрея Рублева.

Сортировка ценностей в Гохране. Фото 1920-х гг. Фото с сайта pravoslavie.ru
Сортировка ценностей в Гохране. Фото 1920-х гг. Фото с сайта pravoslavie.ru

Преображенский собор Соловецкого монастыря был возведен при игумене Филиппе Колычеве и освящен в 1566 году. Его иконостас первоначально имел четыре яруса. В первой трети XVII века был добавлен пятый праотеческий ряд из 29 икон, написанных на двухметровых досках с фигурными килевидными завершениями. Он относится к типу ростовых праотеческих чинов, появившихся в русской иконописи на рубеже XVI – XVII веков. Состав праотеческого ряда не был устойчивым и постоянно варьировался, нередко в нем среди праотцев помещались изображения ветхозаветных пророков.

Иконы праотеческого, самого верхнего ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого монастыря, уцелели не полностью - из всего ряда сохранилось только 10 образов. Согласно акту, подписанному заместителем председателя Соловецкого островного совета трудящихся товарищем Пермогорским, иконы оставались в соборе долгое время и были сняты только в начале 1950-х годов. В 1955 году вместе с деревянными частями иконостаса они были упакованы в три больших ящика и отправлены Управлением Северного флота в Москву, в Музей имени Андрея Рублева.

-3

В документах значится, что иконы, передаваемые в музей "плохой сохранности. Две из них находятся в остроаварийном состоянии. Левкас вздулся и частично осыпался. Необходимо срочное укрепление". Сразу после прибытия икон с Соловков в музей, они легли на реставрационный стол. Уже через несколько лет соловецкие иконы можно было увидеть в экспозиции музея.

Март 1968 года, зал Музея имени Андрея Рублева. Посетительница стоит перед иконами из собора Соловецкого монастыря.Фото В.В. Ахломова. Главное архивное управление города Москвы
Март 1968 года, зал Музея имени Андрея Рублева. Посетительница стоит перед иконами из собора Соловецкого монастыря.Фото В.В. Ахломова. Главное архивное управление города Москвы

Иконы из Преображенского собора Соловецкого монастыря и сегодня представлены в постоянной экспозиции (2-й этаж постоянной экспозиции, зал "Эпоха первых Романовых").

Музей имени Андрея Рублева. 2 этаж постоянной экспозиции
Музей имени Андрея Рублева. 2 этаж постоянной экспозиции

На них изображены сын праотца Иакова - юный Вениамин, ставший родоначальником колена (рода) Израиля, и пророк Иосия (Осия), первый из двенадцати малых пророков, автор книги, вошедшей в состав Ветхого Завета. В поздней надписи он ошибочно назван праотцем. Образ этого святого отличается от первой иконы своими пропорциями (фигура мельче, голова не касается верхнего края иконы), приемами написания лика, а также размером свитка и начертанием букв. Всё это свидетельствует о создании иконы пророка Иосии другим иконописцем.

Пророк Иосия. Праотец Вениамин. Праотец Неффалим. Иконы из праотеческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Первая треть XVII века. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Пророк Иосия. Праотец Вениамин. Праотец Неффалим. Иконы из праотеческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Первая треть XVII века. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Иконы праотеческого ряда Соловецкого Преображенского собора демонстрируют художественные особенности русского искусства начала XVII века. Как свидетели многих событий XX века, они молчаливо хранят историю своего спасения.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!