На фоне предновогодней суеты верстки бюджетов невольно вспомнил эволюцию своего отношения к этому упражнению.
В начале 2000-х я может и слышал слово «бюджет», но даже и не представлял, что бизнес в том виде, который был, можно как-то планировать. Да и предпосылок к этому вообще не было.
Во-первых, на фоне неизведанности международной логистики клиенты сами шли нескончаемым потоком.
Во-вторых, путаница в правилах тарифов и относительная свобода действий давала возможность заработка по 20-30% маржинальности.
Ну, и, по правде говоря, управленческий учет того периода значительно отличался от бухгалтерского.
Как ни странно, но первый серьезный запрос на бюджетирование я получил во время первого M&A в 2009 году, когда в бизнес STS Logistics планировал заходить американский инвестиционный фонд. Вот тогда мы с командой впервые столкнулись с необходимостью сегментации услуг, клиентов и планирования целей бюджета. Самое интересное, что все эти операции нам пришлось делать в любимой всеми универсальной ERP под названием Excel.
Несмотря на сложности реализации, на текущий момент мы используем бюджетные инструменты как серьезную составляющую развития бизнеса.
Что дает бизнесу бюджетирование следующего периода?
- Безусловно, в первую очередь уровень продаж, который планируется в разрезах бизнесов, регионов, клиентов и даже с учетом натуральных показателей;
- Строится предположительная рентабельность по операционной маржинальности (GP);
- В зависимости от ожидаемой доходности рассчитываются продажные, общие и административные расходы (SG&A);
- Общая картина финансовых потоков (Cash Flow), которая помогает увидеть ожидаемые кассовые разрывы и запланировать инструменты их закрытия;
- Учет дополнительных требований стейкхолдеров или банковские ковенанты по ключевым показателям баланса компании и как они будут выглядеть на протяжении года;
- Ожидаются ли у вас лишние денежные средства и что с ними делать в течение года;
- Ну, и, конечно же, ожидаемая прибыль акционеров и премии менеджменту.
А вот дальше начинается самое интересное.
- Что вы ставите во главу угла – выделение дополнительных расходов на увеличение продаж или ставить их в зависимости от того, что получилось продать?
- Какой сектор бизнеса будете финансировать лучше других, какие цели ему ставите при этом?
- Как на ранних стадиях регулировать затратные части бизнеса в зависимости от степени выполнения продаж и на каком этапе стоит это делать?
И все это, причем в нескольких прогнозных сценариях необходимо состыковать в трех основных бюджетных документах:
- Баланс (в бухгалтерской среде «Форма №1») - он же Balance Sheet;
- Отчет о прибылях и убытках (ОПУ) - он же P&L;
- Отчет о движении денежных средств (ОДДС) – он же Cash Flow.
Согласитесь - вариативность и сложность процесса достаточно высокие.
Что может помочь в непростом деле бюджетирования?
Если позволяют возможности – найдите хорошего финансового директора, мышление которого имеет вектор, отличный от главного бухгалтера;
При любом уровне развития бизнеса бюджет формировать гораздо удобнее в специализированных автоматизированных системах;
Важным элементом, помогающим в принятии бюджетных решений является стратегия развития.
Надеюсь, те, кто сейчас верстает бюджет, уже на подходе финальных защит, а вдумчивые читатели, кто еще не занимался этим увлекательным мероприятием, имеют все шансы на начало углубления в интересный мир фиксации своих планов на будущее.
- независимый директор в советах директоров государственных и частных компаний
- фаундер STS Logistics