Найти тему
Рыжий рыцарь

Об оснащенности пушками сибирских рубежей России в XVII веке

Как известно, с конца XVI века Россия приросла сначала Уралом, потом Западной Сибирью ("Кучумовым царством"), а потом и Прибайкальем с Дальним Востоком, выйдя к рубежам китайского (маньчжурского) государства.

Все это добро требовало надлежащей охраны. Ясак к тому же тоже сам себя не соберет, тем более что артиллерии в сфере сбора ясака придавалось большое, можно сказать, стратегическое значение. В частности, служилым людям Ленского острога прямо предписывалось рассказывать всем местным о наличии у русских "огненного боя и пушек".

Так сказать, ради пущей убедительности.

Но при этом русские укрепления в Сибири, особенно в Восточной, хронически страдали как от малолюдья, так и от "артиллерийского голода". Доставка туда орудий, даже малокалиберных, при среднем весе одной единицы в несколько десятков пудов была крайне сложным делом.

Так, например, в 1639 на реку Лену вышел отряд воеводы Головина общим числом 406 человек (включая двух кузнецов-оружейников, четырех попов и одного дьякона). Отряд выдвинулся из Тобольска, прихватив с собой 2 пушки "по две гривенки", 10 полковых пищалей "по одной гривенке", 26 пудов пороха ("зелья") и по 100 зарядов к пищалям "ядер и свинца". Эта экспедиция положила начало всему артиллерийскому парку русской Сибири.

Напоминаю, пищалями в то время назывались в том числе и артиллерийские орудия. Не обязательно даже и малокалиберные - "проломная пищаль", например, предназначалась для прошибания ворот и стен крепостей. Впрочем, пушек такого класса в Сибири тогда не было - за неимением для них подходящего противника.

Калибр пушек отряда Головина, переводя на наши мерки: с ядром "в две гривенки" - 62-67 мм, в "одну гривенку" - где-то 50 мм. Точнее сказать сложно, потому что четкой стандартизации по диаметру ствола не было, калибр определялся в весе ядер, а ядра (к таким пушкам шли свинцовые) отливались к каждому конкретному орудию отдельно. Причем зачастую прямо на месте, из взятых с собой запасов свинца.

Вообще самый распространенный калибр использовавшихся в Сибири русских орудий в XVII веке - это полковые пушки в две-три гривенки, что-то вроде более привычных нам трехдюймовок. Золотая середина по размерам и массе, более-менее пригодная для перевозки водным путем, перетаскивания вручную и на лошадях по волокам, через сопки, горы и буераки.

Так, пушки в своих походах на дауров активно использовал Ерофей Хабаров, у которого пушек было как минимум три - одна "большая медная", калибром в 3 гривенки, и две железных "полковых", в одну гривну. Во время штурма городка "князца" Гуйгудара:

«...И у башни стену пробили, и мы куячные люди, а иные за щитами стену отняли …и тот нижний город взяли; и они дауры собрались в два города и мы … били по них безпрестани из большого оружия и из малого»
«...И на той драке … из большого оружия ростреляли с трех пушек ночью и днем пороху пуда с три, а свинцу против пороху ростреляли»

Эти цитаты, кстати, показательны еще в плане двух вскользь приведенных нюансов: во-первых, "куячные люди", т.е. в доспехах, вполне возможно, что и в прямом смысле куячных - пластинчато-бригантных (самый их регион), во-вторых, прямое указание на использование щитов - "за щитами стену отняли".

Во время схватки с маньчжурами ("Богдоями", как их тогда называли)

«И в те стены проломные стали скакать те люди Богдоевы, и мы казаки прикатили тут на городовое проломное место пушку большую медную и почали из пушки по войску Богдойскому бити и из мелкого оружия учали стрелять из города, и из иных пушек железных бити ж стали.
...
И как они Богдои от нашего пушечного бою и от пролому отшатились прочь, … выходили служилые и вольные охочие казаки … на выласку»

Переводя на удобоваримый современный, ибо те казаки пищалью и саблей владели куда лучше, чем пером: маньчжуры умудрились сделать пролом в стене острога, куда по извечной азиатской традиции рванула кавалерия. Но казачки не растерялись, выкатили в пролом "большую пушку медную" и выпалили по маньчжурам в лоб, подозреваю что картечью. После чего под прикрытием огня более мелких орудий перешли в контратаку.

Пушки в Восточную Сибирь присылались обычно крупными партиями, но сравнительно редко, раз в 30-40 лет. Из Якутского острога часть из них развозилась по более мелким фортам и укреплениям. Но такая политика приводила к тому, что пришедшие в негодность орудия не успевали заменять - нечем было.

Так, например, в 1679 в Якутск пришла партия "большого наряда", после чего его артиллерийский парк составил (вместе со старыми орудиями, присланными еще в 1640-х) семь единиц. В их числе - четыре пушки в 3-4 фунта и одна - калибром в 1 фунт и 3/4. Трехфунтовки - это те же трехдюймовки по нашим меркам (приблизительно).

К 1684 году, однако, они все пришли в негодность (основном пострадали колеса и лафеты). Кузнецов и бронных дел мастеров не имелось. Впрочем, и особенной надобности в пушках в Якутске в самом конце XVII века тоже уже не было - так, один-два раза в год давали пару залпов холостыми, "для ясачных людей устрашения".

По другим крупным острогам:

Нерчинский - в 1670-м году две пушки, в 1685-м - 5 пушек и 2 затинные пищали, в 1699-м:

"31 пушка «медная полковая» «на станках» (в т. ч. одна испорченная), 2 пушки верховые, стрелявшие 1 пуд. (17 штук) и 2 пуд. (29 штук) гранатами, 2 затинные пищали и «3481 ядро железных гранатных чиненых и духовых и пушечных и затинных пищальных и ручных чиненых и нечиненых»"

Селенгинский - в 1665 прислана одна-единственная медная полковая пищаль, «чем было бы Мугальская земля взять и беречь и очистить», и к ней 40 железных (!) ядер. В 1680-1682 дополнительно прислали две медных пушки, к 1685-у году артиллерийский парк Селенгинска составлял 4 пушки и 1 затинную пищаль;

Албазинский острог: на начало 1685-го года там имелось 3 пушки и 4 затинных пищали (калибр неизвестен, скорее всего, пушки были все теми же трехфунтовками). Все достались китайцам. После первого падения Албазина острог перестроили, и к моменту второго прихода китайцев их уже встречала внушительная группа товарищей:

"8 пушек «медных»: 2 «больших» и 6 полковых (в т. ч. одна – калибром 1 фунт, две – весом 5 1/4 пуд., две – весом 6 1/2 пуд., одна – весом 8 1/2 пуд. и одна – весом 19 1/4 пуд), одна «пушка верховая» (мортира) с 30 пуд. гранатами и 3 затинных железных пищали."

Мортира была вроде вот такой:

-2

Эта - из Нерчинского острога, но непринципиально. Албазинская была чуть поменьше, калибром в 1 пуд.

К концу второй осады Албазина у защитников еще оставалось больше тысячи ядер. А разнесло выстрелом только одну пушку.

В Иркутске в 1684 году монгольскому посольству торжественно продемонстрировали 8 разнокалиберных орудий, в том числе два - на дощаниках (речных суденышках).

В Енисейске изначально пушек не было. Но с 1667 года там открывается собственное производство сначала железных "затинных пищалей", а к 1684 году там своими силами изготовили и 4 медные пушки.

На начало XVIII века вся Восточная Сибирь располагала не более чем 50-60 пушками.

Вот как хочешь, так и воюй...)

Источник - Е. А. Багрин, "РУССКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 1640–1715 ГОДАХ"