Иронично, но в павильоне «Рабочий и колхозница» открыта роскошная выставка «Облаченная в роскошь. Женщина Ар Деко», работать она будет по 24 января 2023. Подобное оксюморонное соседство названий побудило меня разобраться в эпохе джаза в России. Была ли она, ведь это 20-30-е годы ХХ века, время для нашей страны сложное, идет становление новой морали, не до роскоши и изящества.
А ведь для стиля Арт Деко характерны дорогие ткани, строгость вертикальных линий, смелые геометрические формы, этнические (африканские и азиатские) геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, дорогие материалы. Родившись во Франции, стиль Ар Деко со временем распространился по Европе и перешагнул через океан.
Именно в Америке этот стиль соединился с музыкой джаза. Кстати, термин «эпоха джаза» был придуман именно Скоттом Фицджеральдом, и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до начала великой депрессии 1930-х годов. Причем под этим словом, в первую очередь, понималась та желаемая роскошь, которая и является отражением «иллюзорности американской мечты».
В 1923 году, когда в России царила еще разруха, а нэпманы диктовали свой стиль, родилось первое советское «Ателье мод», которое располагалось на Петровке, 12. Оно называлось «Центр по становлению нового советского костюма». Инициатором его создания был А.В. Луначарский. «Ателье мод» пыталось изменить внешний облик советского человека, приблизить его к современной моде, которая бы отвечала производственным, бытовым и социальным условиям новой России, а не повторяла западноевропейские образцы. Оно рассматривалось как теоретический и идеологический центр искусства.
Идейным вдохновителем была замечательная модистка Н.П. Ламанова. Ее называли «русская Шанель». Она была настоящей королевой модерна. Надежда Петровна сама подбирала дорогие ткани: парчу, бархат, шелк для своих моделей, учитывая фактуру, цвет и блеск ткани для индивидуального заказа. Она никогда не делала выкройки, а с помощью булавок накалывала ткань по фигуре. Работа Н.П. Ламановой была сродни работе скульптора.
Например, Лилия Брик и ее сестра Эльза выступали моделями для демонстрации ярких работ кутюрье. Лиля Брик впервые показала платья Н.П. Ламановой с вышивками в русском стиле в Париже в 1924 году. Вместе со своей сестрой Эльзой Триоле она демонстрировала их на двух вечерах газеты Ce Soir. Платья, кроме вышивок, были декорированы ручными вологодскими кружевами, а кушаки отделаны кистями. Кроме того, к платьям прилагались шляпы. Специально для Лили Брик Н. Ламанова сшила не только платья, но и сконструировала головной убор, шапочку-косынку, украшенную подлинно старинной орнаментированной вставкой в русском стиле.
Концепция выставки отражает буйство красок «безумных», «кричащих», «золотых» 1920-х — эпохи джаза, новой танцевальной культуры и нового положения женщины в обществе. На выставке представлены обложки винтажных журналов — работы известных художников: Романа Тыртова
Не осталось без внимания и новое направление в музыке. Когда отечественная культура в 1922 году — в том самом, когда страну навсегда покинул Федор Шаляпин и отплыл «философский пароход», в России появился джаз. Находкой стала невиданная ранее музыка и сопровождавшие ее танцы. Вернувшись в Москву из Парижа после семи лет эмиграции, поэт, переводчик и танцовщик Валентин Парнах познакомил соотечественников с новой музыкой. Парнах имел хорошее музыкальное образование, он брал уроки игры на фортепиано у Михаила Гнесина, младшего брата будущих основательниц Российской академии музыки им. Гнесиных. По выходным занимался драматическим искусством в студии Всеволода Мейерхольда. Он устраивает концерт «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра — джаз-банда», собранного из московских музыкантов. Парнах накладывал на музыку настолько впечатляющие и новаторские пластические образы, что театральный режиссер Всеволод Мейерхольд пригласил его вместе с «Джаз-бандом» в свои спектакли — изображать «механистическую цивилизацию Запада». Публику поражали неслыханные звуки саксофона и обилие ударных инструментов. Не всем известным людям эта музыка пришлась по душе. Писатели-сатирики Илья Ильф и Евгений Петров высмеяли участие «банда» Парнаха в мейерхольдовских спектаклях, выведя в романе «Двенадцать стульев» театральных звукооформителей Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда с «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха».
Но джаз постепенно завоевывал отечественную культуру. Позже появится фильм Григория Александрова «Веселые ребята». Несмотря на непростой путь к советскому зрителю, картина имела оглушительный успех. В главной роли снялся эстрадный певец Леонид Утесов, именовавший свой оркестр «Теа-джаз» (сокращенное «театрализованный джаз»). Музыку для фильма написал Исаак Дунаевский, и это стало началом его многолетнего сотрудничества с Утесовым. Их легкая эстрада с одесскими корнями на долгие десятилетия станет синонимом «советского джаза» для большинства отечественных слушателей.
Советую прочитать:
https://jazz100.ru/ 1 октября 2022 года исполнилось 100 лет российскому джазу!
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ