Ключевой задачей на 2023 год для «Инвитро» будет продвижение на рынке как медицинской компании, а также повышение эффективности сети медицинских офисов.
Генеральный директор ООО «Инвитро-Сибирь» и ООО «Инвитро-Приморье» Александр Хамидулин рассказал о ключевых итогах работы компании в 2022 году и дальнейших планах развития.Вызовы 2022 года
Новые экономические реалии
— Александр Сергеевич, расскажите, каким был 2022 год для вашей компании? С какими вызовами пришлось столкнуться?— Для «Инвитро-Сибирь» этот год был интересным и полным неожиданностей. Приходилось сталкиваться с определенными трудностями и корректировать работу по мере их поступления.В конце февраля 2022 года во всех лабораториях резко сократился спрос на ПЦР-тестирование и тесты на антитела. Мы, конечно, прогнозировали снижение интереса к этой категории анализов, поэтому оперативно перенаправили процессы, которые были ориентированы на ПЦР-тестирование, на выполнение других задач.Основной фактор влияния на нас, конечно же, оказали проблемы, связанные с логистикой и инфляцией. В одночасье осложнились логистические цепочки поставок приборов, реагентов, расходных материалов. Безусловно, нам пришлось заниматься замещением действующих методик, заключать новые контракты, а это не всегда происходит быстро. В итоге нам удалось создать многомесячные запасы необходимого материала для работы производств и лабораторий, поэтому, надеюсь, потребитель не заметил той большой работы, которая происходила у нас в сфере закупок, технологий и логистики.Необходимо отметить, что сейчас практически все наши договоренности и контракты с иностранными поставщиками реагентов и комплектующих продолжают действовать. Да, процесс занимает больше времени, требуется больше таможенных проверок и документов со стороны наших западных поставщиков, но ключевые партнеры остались с нами.— Какие изменения произошли в лабораторной диагностике в 2022 году? — Ковид вызывал поломку всего организма, поэтому пациенты, помимо самого ПЦР-теста, диагностировали другие показатели (гормоны, общий биохимический анализ и др.). В 2022 году рост спроса по некоторым тестам практически прекратился. Сейчас ситуация вернулась к доковидным временам, и на первое место по востребованности вышел общий анализ крови.
Расширение сети
— С какими результатами компания заканчивает 2022 год? Все ли планы удалось реализовать?— Несмотря на то, что год был сложным, нам удалось реализовать многое из намеченного. По некоторым показателям мы даже перевыполнили план. Так, у нас рекордное количество открытий новых офисов в этом году: более 260 точек по России. По Сибири мы открыли 21 точку. За последние 5 лет это один из максимальных результатов в развитии сети. Так что мы в своих темпах роста не останавливаемся, а даже их увеличиваем.
— В каких населенных пунктах в основном открывались новые офисы?— В этом году новые медицинские офисы открывались преимущественно в городах с населением более 300 тысяч человек. Это не только Новосибирск. Большое количество точек было открыто в Красноярске, Омске. Весьма успешно стартовал юбилейный, 200-й офис, открытый в этом году в малом населенном пункте Новосибирской области — Верх-Туле.Вообще, у компании есть установка: достаточно сдержанно открываться. Каждую новую локацию мы серьезно оцениваем. Необходимо учитывать не только наличие точек конкурентов поблизости, но и смотреть на наличие собственных офисов. Мы не можем при экспансии ухудшать экономику собственных точек.
Дефицит кадров и высокая конкуренция
— Насколько актуален дефицит кадров в сфере лабораторной диагностики?— Кадровый вопрос в лабораторной диагностике всегда был острым. Не так много вузов или средних медицинских учреждений, которые выпускают фельдшеров-лаборантов или врачей клинической лабораторной диагностики, а потребность в них большая.Например, в 2019 году во всех лабораториях были единичные специалисты, которые умели работать с полимеразными цепными реакциями (ПЦР). Ковид заставил участников рынка быстро провести переобучение кадров, и таких специалистов стало больше. Сегодня мало цитологов, мало гистологов. И, конечно, за них высокая конкуренция на рынке труда и у государственных клиник, которым надо решать свои задачи, и у частной медицины.В нашей компании очень большое внимание уделяется обучению нашего персонала. Это касается как работы процедурного кабинета, так и работы на ресепшене при оформлении.
В портфеле исследований медицинской компании «Инвитро» — более 3000 видов анализов. За год компания обслужила более 12 млн пациентов. Лаборатории «Инвитро» проводят более 190000 исследований в день.
— А конкуренция на рынке лабораторной диагностики высокая?— Конкуренция на рынке лабораторной диагностики очень высокая. В последние годы все крупные компании, входящие в топ-5, только в Новосибирской области открыли по 10-20 новых точек. Есть адреса, где в радиусе одного километра можно насчитать совокупно 5-7 точек лабораторной диагностики. Поэтому на рынке большая конкуренция по обучению персонала, созданию условий для развития, улучшению условий приема пациентов.
Новые форматы работы
— В этом году в Новосибирске открылся медицинский центр «Инвитро». С чем связано расширение функционала компании?— Мы уже несколько лет назад перестали быть только лабораторной компанией. На сегодняшний день, мы медицинская компания «Инвитро», поэтому пробуем разные форматы. В Москве уже много лет действует диагностический центр. Открытие медицинского центра в Новосибирске в юбилейный, 15-й год присутствия компании в Сибири — большое событие. В этом направлении мы находимся в самом начале пути. И идем, можно сказать, не революционно, а эволюционно. Центр растет, и это нас радует. Кроме медицинского центра, в наших офисах открыты кабинеты, где можно получить консультацию врача по записи. По городу действует около 20 таких точек. Но пока у населения «Инвитро» ассоциируется в большей степени с анализами и лабораторией. Далеко не каждый знает о возможности получить консультацию медицинских специалистов в офисе у дома.
Работа на эффективность
— Какие планы по развитию компании ставите на 2023 год?— Планы на 2023 год практичные и выверенные. Они базируются на экономике.Все профильные точки, которые находятся в зоне нашего внимания, эффективные и прибыльные. Та же задача остается и на следующий год. Мы много открывали новых офисов в этом году — более 260 точек, около 230 точек были открыты в прошлом году. Поэтому задачей 2023 года будет развитие этих молодых точек. Я думаю, что сейчас в бизнесе решения нужно принимать очень осмотрительно. Очень много внешних факторов, которые, к сожалению, нельзя быстро нивелировать личным вкладом сотрудников, команды.Фото предоставлено пресс-службой компании