Лента «Папа, сдохни» (2019) вызывала у российских кинолюбов ощущение напряженного ожидания, ибо настойчиво требовалось объяснить, в чём же собственно глубинный смысл этого проекта, что положено почти каждой отечественной кинокартине.
Отечественная кинокритика вторила западной, которая (о чудо!!!) встретила «Папу» весьма тепло, почти по-дружески, что многих насторожило больше, нежели показавшееся кощунственным название. В России всегда трепетно относились к родителям, а потому всякого рода «Сбрось маму с поезда» порождало либо очевидное, либо не слишком явное возмущение.
В итоге можно предположить, что именно тёплый прием на Западе стал подспудной причиной не слишком-то бурного интереса у российского зрителя. В прокате ситуацию не спасли даже десятки восторженных покупных отзывов, что позволим себе истолковывать как проявление маркетингового нигилизма в сфере культуры. Проще говоря, «профессиональным кинокритикам» перестали верить.
В указанном случае - вполне оправданная реакция, ибо заклинаемого объяснения никто так и не дал. Вместо этого были бесконечные экивоки в сторону Тарантино и Гая Ричи, что уж совсем неуместно, ибо фильм можно назвать российской адаптаций таиландского «Обратного отсчета» или же вариацией на тему ультрапопулярной когда-то криминальной комедии «Кровавый четверг».
Эдакий «герметичный криминальный кошмар», который допустимо трактовать как внебрачное дитя детектива с «убийством в закрытом помещении». Различие состоит в том, что никто не задается вопросом: кто убийца? Его сменили два иных интереса: какого лешего? и как мне выжить?
По этой причине иногда двери обычной городской квартиры могут являться «входом в преисподнюю». Той самой локации, в которой лучше никогда не оказываться. И каждый прибывший сюда по сути обречен. По большому счету самым уготовленным кажется Матвей, вооруженный молотком, дабы убить папашу своей подружки.
План, конечно же, с самого начала дает сбой, что в итоге превращается в затяжную вакханалию с летающими телевизорами, пальбой из двустволки и «превращение ног в дуршлаг». Если честно, динамичное насилие, поданное в стиле развесёлого клипа отвязных панков, меня нисколько не интересовало.
На первый план всегда выходило «второе дно» предложенной вам истории. И здесь оказалось не всё так безнадежно, как казалось (простите за каламбур). С одной стороны, восторг на западе вызвал не сам фильм, а изображение российского общества как деградирующего социума. Обвинение небезосновательное, хотя оное можно видеть во всём мире почти повсеместно.
С другой стороны, если же говорить о сути, которую так и не смогли явственно сформулировать ни сам режиссер, ни кинокритики, то это - «пьеса современного Островского». Присмотрись более внимательно. Разве вы не узнаете повороты из «Бесприданницы», «Бешеных денег», «Пучины», «Волков и овец», «На всякого мудреца довольно простоты»?
Не удивительно, что заголовок ленты можно сменить и использовать, например, «На чужом пиру похмелье». Модернизация этого пласта русской классики произошла на принципиально новом уровне. Это не просто нарядили персонажей в современные наряды и усадили в нынешний интерьер. Мы видим новых Тит Титычей, Глумовых и Кабаних. В противном случае фильм – только лишь кровавая комедия.