Перед подачей заявки на регистрацию товарного знака, сразу после проведения поиска похожих товарных знаков, имеет смысл проанализировать результаты поиска и выяснить какие же из найденных обозначений могут создавать проблему при регистрации разработанного обозначения.
Этот анализ прежде всего необходимо начинать с уточнения классов, в отношении которых действуют эти товарные знаки и классов, в отношении которых будет испрашиваться регистрация исследуемого обозначения.
Затем необходимо продолжить анализ схожести товарных знаков и установить какие из них тождественным подготовленному для регистрации обозначению.
Обозначения тождественны, если они совпадают с ним во всех элементах. При этом не обязательно абсолютно точное совпадение размеров и соотношений между ними.
После этого принимается решение:
· прекратить работы по подготовке заявки на регистрацию товарного знака и начать разработку нового обозначения (естественно, с последующей повторной проверкой на схожесть с другими обозначениями);
· или регистрировать знак в отношении других классов товаров и услуг.
Если тождественных обозначений не установлено, то далее обозначения анализируются на предмет схожести.
Обозначения являются сходными до степени смешения:
- если одно обозначение воспринимается потребителем за другое;
- или потребитель уверен, что обозначения принадлежат одному и тому же изготовителю.
Такой вывод делается на основе общего впечатления, а не восприятия отдельных элементов.
При этом необходимо учитывать, что сходство визуальных элементов играет более значимую роль, чем сходство словесных.
При сравнении обозначений надо принимать во внимание, что потребитель, в большинстве случаев, не имеет возможность поставить два знака рядом и проводить сравнение. Потребитель будет руководствоваться общим впечатлением, которое произвёл на него сравниваемый зарегистрированный товарный знак.
Проводить сравнение разработанного для регистрации в качестве товарного знака словесного обозначения необходимо со словесным обозначением, а также с комбинированным обозначением, который имеет словесные элементы.
Изобразительные и объемные обозначения сравнивают с такими же товарными знаками и комбинированными обозначениями, которые имеют такие элементы.
Словесные обозначения могут иметь сильные и слабые элементы. Сильные элементы словесных обозначений, как правило оригинальны, не носят описательного характера. (Например, ДОРСИЛ; Каттарем и др.)
Рассматривая словесные товарные знаки следует сравнивать разработанное словесное обозначение с каждым словом товарного знака, если словесные элементы они не связаны дуг с другом по смыслу. Если же они связаны с друг другом по смыслу, то оценка сходства проводится по всему выражению в целом, а не отдельным его частям.
Достаточно часто анализируется звуковое сходство словесных обозначений. При этом сходство определяется на основании следующих признаков:
- наличие близких и совпадающих звуков;
- близость звуков, таких звуков в обозначении и товарном знаке;
- их расположение по отношению друг к другу;
- наличие совпадающих слогов и их расположение;
- число слогов в обозначениях;
- место совпадающих звукосочетаний;
- состав гласных;
- состав согласных;
- совпадение частей обозначений;
- вхождение одного обозначения в другое;
- ударение.
Понятно, что таким образом достаточно легко установить схожесть, например ДИКСИ- DIXY.
Графическое сходство можно определить на основании следующих признаков:
- зрительное впечатление;
- вид шрифта;
- графическое написание с учетом характера букв;
- расположение букв по отношению друг к другу;
- алфавит, буквами которого написано слово;
- цвет или цветовое сочетание.
Далее имеет смысл провести сравнение смыслового наполнения словесных обозначений, установив между нами наличие сходства или противоположность значений словесных выражений.
При этом смысловой критерий часто выступает в качестве самостоятельного и главного признака несхожести словесных обозначений.
Особое внимание надо обращать на словесные обозначения на других языках и сравнивать их смысловое содержание.
Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:
- внешние формы;
- симметрия;
- смысловое значение;
- вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.);
- сочетание цветов и тонов.
При этом особенно важно установить какое первое впечатление производит сравнение разработанного обозначения и выявленного товарного знака, т.к. именно это впечатление и формируется у покупателя.
Комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями, а также с теми видами обозначений, которые входят в его состав: словесные, изобразительные, объемные и т.д.
При исследовании комбинированного обозначения в первую очередь необходимо оценивать общее зрительное впечатление. Затем найти сходные элементы с разработанным для регистрации в качестве товарного знака обозначением и установить являются ли они доминирующими в анализируемом случае.
Значимость элемента может определяться:
-более крупными размером;
-местом размещения;
-соответствие товарам, в отношении которых будет испрашиваться регистрация.
При этом необходимо учитывать, что словесный элемент в комбинированном обозначении лучше запоминается и часто, но не всегда, является основным.
Следует отметить, что если изобразительный элемент комбинированного обозначения занимает доминирующее положение и является основным, то даже при наличии разного словесного элемента обозначения могут быть признаны сходными.
В любом случае можно и нужно обращать особое внимание на схожесть или различие товаров и/или услуг, даже при условии одинаковых классов МКТУ.
Оценка схожести товарных знаков трудоемкий процесс, который в немалой степени зависит от качественного поиска конкурирующих обозначений.
Если в ходе прочтения статьи возникли вопросы, то подписывайтесь и задавайте при обсуждении.