Найти тему

«Я мозгом все понимаю, но сделать ничего не могу!»


Подобное высказывание часто приходится слышать от клиентов, когда анализируешь повод для обращения..

Но достаточно ли для изменений одного понимания, и есть оно на самом деле?

Те, кто испытывает гнев и раздражение при чтении - это повод задуматься почему вы испытываете такие эмоции?

Для части клиентов достаточно осознать суть проблемы, после чего процесс изменений запускается, и участие специалиста здесь будет минимально.

Что же это за клиенты?! Разделим их условно на две группы.

Первая группа клиентов:

  • достигли определенного уровня внутреннего развития,
  • часть уже работали со специалистами,
  • кто-то читал достаточно большое количество литературы,
  • наделенные высокой способностью разбираться в себе
  • готовы к изменениям.

Вторая группа клиентов:

  • она значительно больше по численности, чем первая,
  • требуют «чуда» и радикальных изменений после одной сессии, комментируя: «Я это, итак, знаю, но не делаю».
-2

Помните притчу про двух лягушек, которые попали в крынки с молоком – думаю все помнят судьбу первой.

Есть еще второй пример, когда пловца уносит течение в открытое море. Можно бороться с течением, потратить все силы, конечности сводит судорога, и человек тонет. Но опытные специалисты советуют: пловцу надо отдаться на волю течения, когда оно вынесет в открытое море, ослабнет, и тогда появляется возможность обогнуть течение и вернуться к берегу.

С чем ассоциируется в повседневной жизни второй пример?

Конечно, это наши эмоции!

Мы пытаемся сопротивляться им, но бороться с ними бессмысленно, так же, как с течением, которое уносит пловца.
Эта борьба требует колоссальных затрат энергии, и формирует паттерны
(поведенческую реакцию человека на определенные жизненные события) мышления и поведения, которые уже сформированы. В дальнейшем, психика будет использовать их без активного участия мозга.

Мы не должны примиряться и сдаваться.
Мы обязаны принять эти эмоции, почувствовать их, идентифицировать, понять, почему они пришли сейчас.

-3

Как много из тех, кто «понимает все мозгом» задаются этими вопросами?

Почему тут про эмоции, ведь начали про мозг?

Чуть-чуть терпения и дальше будут ответы!

Наверняка той ситуации, которую клиент понял «мозгом», предшествовало какое-то очень важное событие.

Я задаю клиенту вопросы:

  • Вы приняли какое-то решение или вынуждены были чему-то следовать в силу внешних обстоятельств?
  • Если решение вами было принято, то какая доля в нем была разумного и рационального?
  • Какая доля была эмоций? И вновь, эти эмоции были идентифицированы? Прочувствованы? Пережиты? Приняты?

Принятие любого решения требует соблюдения баланса между разумом и эмоциями. А еще не забываем про вашу силу воли и мотивацию.

  • Какова была ваша мотивация, когда вы ПРИНИМАЛИ решение?
  • Вы ПРОГНОЗИРОВАЛИ возможные последствия?
  • У вас БЫЛ план, если что-то пойдет не так?
-4

А теперь вернемся в здесь и сейчас:

  • Какова ваша мотивация сегодня?
  • Что вы готовы сделать сами?
  • Вы готовы меняться?
  • Каковы ваши границы?
  • Какими ресурсами вы располагаете?

Без ответов на эти вопросы при всем желании какого-либо результата добиться невозможно.


Следующий болезненный вопрос клиенту:

  • Какие выгоды вы получаете от своих страданий?

Кто-то из вас может почувствовать злость и раздражение от этих вопросов. Можно закрыть эту страничку, и продолжать злиться на психолога. Но можно подумать почему вы так реагируете, если это не про вас?

И в продолжении заголовка, еще один крайне сложный и болезненный вопрос:

  • Что вы сделали, для того, чтобы понимание сменилось действием?
-5

И тут часто приходится слышать самые разные варианты: «Мне так плохо, что я не могу», «а надо что-то делать?», «я сходил один раз к психологу, он сказал … мне это не понравилось/показалось глупым», «я прочитал все материалы в интернете».

Можно ли рассчитывать на результат при таком подходе?

К сожалению, нет!

Те годы страданий, игнорирования эмоций привели к образованию устойчивых способов реагирования, паттернов поведения и нейронных связей, назовем это «негативной ловушкой».

И еще один неприятный аспект – эта «негативная ловушка» будет актуальна всю жизнь. Но можно снизить интенсивность переживаний в этом месте. Вот здесь и важно вспомнить об эмоциях, их игнорирование, непринятие, только усиливает работу «негативной ловушки».


Что же делать?

  • Во-первых, надо быть готовым к активной позиции и активным действиям, пассивность будет только поддерживать работу «негативной ловушки».
  • Во-вторых, проявлять настойчивость и волю, что явно не совпадает с простым пониманием.
  • В-третьих, нужно планирование и постановка целей.

Только следуя этим активным принципам возможно сформировать новые нейронные связи, а это недели и месяцы упорного труда, именно поэтому не работает «просто» понимание. Но почему это работает у той группы, про которую я писал в начале?

Все те факторы (определенный уровень внутреннего развития, работа со специалистами, чтение специализированной литературы, высокий уровень саморефлексии) способствуют повышению пластичности психики, и более легкому образованию нейронных связей.

У меня есть много психологических техник в работе, чтобы вы их изучили и начали применять. Это помогает человеку правильно проживать свои эмоции.
Записывайтесь на консультацию.