Соединенное Королевство накрывает волной забастовок. Среди протестующих работники ключевых сфер — железнодорожники, почтовые служащие, водители автобусов, грузчики и дорожные рабочие.
Вагончик тронулся
Все эти акции в Великобритании вспыхнули отнюдь не спонтанно. Спусковым крючком стали разногласия между профсоюзами, железнодорожными компаниями, компанией Network Rail — владельцем и оператором британской железнодорожной инфраструктуры, и правительством страны по вопросам заработной платы, сокращения рабочих мест и изменения условий труда.
Уже более полугода британские железнодорожники сетуют на рост цен в магазинах, требуя платить им соответствующее жалование. Британская железнодорожная отрасль пострадала от сокращения числа пассажиров во время пандемии коронавируса, поэтому не упускает возможности сэкономить деньги. А для повышения заработной платы и модернизации железной дороги предлагается провести ряд реформ. Компания Network Rail планирует сократить 1900 рабочих мест и рекомендует большинству персонала уволиться по собственному желанию.
Национальный профсоюз железнодорожников, морских и транспортных рабочих (RMT) не согласен с решением Network Rail и потребовал обеспечить работникам компании гарантии, что их не будут увольнять принудительно. Началась забастовка железнодорожников, службы обеспечивали примерно одну пятую пропускной способности магистралей в сложных метеорологических условиях, когда снег, лед и туман препятствовали автомобильным и воздушным перевозкам по территории Великобритании.
Позднее оказалось, что параллельно с железнодорожниками бастует британская связь. 115 тысяч членов профсоюза работников связи объявили страйк в самый сложный для Королевской почты период, когда граждане и предприятия отправляют множество рождественских открыток и подарков.
Компании, занимающиеся доставкой посылок, заявили, что забастовка Королевской почты вынуждает их откладывать доставку на следующий день, так как многие занимаются поиском альтернативных способов отправки.
«Подарок» премьеру
Забастовки в Великобритании усиливают давление на премьер-министра страны Риши Сунака. В случае их продолжения у премьера не останется иного решения, кроме как просто-напросто подавить самую большую волну. Нарастание протестов — прямая угроза для британской экономики, которая и без того вошла в рецессию.
Отмечается, что забастовки обострили проблемы в экономике, уровень жизни в Великобритании существенно снизился. Профсоюзы страны намерены и дальше добиваться повышения заработной платы работников, чтобы она не отставала от инфляции, в октябре достигшей 11,1% — наивысшей отметки за сорок один год. Но британское правительство отказалось пойти на уступки в оплате труда и вместо этого стремится ужесточить законы, чтобы остановить протесты. А это означает, что конца «зимы недовольства» пока не видно.
Сейчас забастовки в Великобритании проводятся каждый день. В декабре может быть потеряно более миллиона рабочих дней. Как указывает Reuters, это можно сравнить с 12 млн потерь в сентябре 1979 года. (В 1978-79 гг. по Соединенному Королевству прокатилась волна забастовок, получившая название «Зима недовольства»).
Безработные британцы
По сообщениям Национальной статистической службы Великобритании, в период с июня по октябрь 2022 года было потеряно более 1,1 млн рабочих дней — самый высокий показатель за пятимесячный период с начала 1990 года. В октябре из-за забастовок потеряно 417 тысяч рабочих дней — рекордная цифра с ноября 2011 года, когда многие работники государственного сектора бастовали в связи с пенсионной реформой.
У правительства Сунака есть сегодня лишь два варианта — пойти на диалог с протестующими или, как уже было обозначено, на силовое решение проблемы. Судя по всему, премьер выберет второй вариант, что нанесет ему репутационный ущерб и лишит поддержки значительной части электората. Силовое подавление протеста не сможет разрешить кризис в британской экономике и обществе. Будущее Альбиона оказалось в кромешном тумане, выйти из которого с каждым днем становится все сложнее.
Автор: Ян Жиманов