Многие звери оставляют следы на деревьях. Некоторые, как лоси, зайцы, бобры и полёвки – питаются корой. Другие, как кабаны или медведи – используют деревья в качестве инструмента общения, делая на них своеобразные «записи на стене». Иногда это сочетается с желанием спинку почесать или смолой обмазаться. Но у каждого зверя – свой почерк, вот давайте и попробуем разобраться, кто и какие следы на деревьях оставляет.
На первом месте будут, конечно же, погрызы лосей. Все знают, что зимой лоси кормятся веточным кормом, скусывая молодые побеги ивы, осины, сосны, берёзы, да и многих других растений, которые находятся в зоне доступности лосиной морды. Веточный корм лоси потребляют при любой температуре. А вот кору они могут обгладывать лишь при плюсовой температуре, поэтому в морозы свежих лосиных погрызов не встречается. Зато. как солнышко пригреет, так и тянутся сохатые в молодые осинники, да в ивняки, где с удовольствием сдирают резцами отогревшуюся под солнечными лучами кору, хотя могут использовать и кору ели, и кору сосны.
Делают они погрызы передними резцами движением снизу вверх. Почему так? Да потому, что резцы у лося есть лишь на нижней челюсти, на верхней их просто нет! Вот и дерёт лось кору своими широкими, как стамески зубами, подцепляя её снизу и сдирая, движением морды вверх, а затем просто обрывает подрезанные полосы. Поэтому, отличить лосиные погрызы можно не только по следам широких зубов, идущих всегда вдоль ствола, но и вот по этим оборванным концам в верхней части погрыза.
Любят грызть осиновую и ивовую кору зайцы. У зайцев резцы есть и в верхней, и в нижней челюсти. Грызут они кору поперёк ствола или ветки, небольшими, грызущими движениями нижней челюсти.
А вот бобры своими резцами способны не только кору на деревьях обгрызать, но и перегрызать древесные стволы, умудряясь валить даже очень толстые деревья.
Есть мнение, что бобры, как профессиональные вальщики леса, умеют придавать стволам нужное направление, всегда роняя деревья в воду. Но это не так. Бобр подгрызает толстое дерево со всех сторон примерно равномерно. Как правило, растущие у воды деревья имеют уклон в сторону водоёма. Поэтому, когда ствол достаточно истончается под действием бобровых зубов, дерево ломается и падает туда, куда оно имело уклон от рождения.
Заготовку корма эти звери проводят поздней осенью, когда на водоёмах уже образуется лёд. Бобры разделывают упавшие стволы на чурки, примерно по метру длиной и утаскивают их подо льдом к своей норе. Не доплывая немного до норы, они пускают заготовленные чурки в свободное плавание, то есть просто разжимают зубы. Поскольку происходит это, как правило, в пределах бобрового пруда, где нет течения, отпущенная чурка или ветка никуда не уплывает, просто всплывая вверх. А здесь она упирается в лёд и остаётся на месте.
Постепенно подо льдом образуется куча обрубков и веток. Только это куча наоборот, не лежащая на земле, а прижатая ко льду. В течение зимы бобры выходят из своих нор, ходы которых открываются под водой, берут какую-нибудь чурку из этой кучи, затаскивают в свою нору или хату, в жилое помещение, расположенное выше уровня водоема и питаются, обгрызая кору. А очищенную от коры древесину выносят обратно, оставляя под водой, или используют для укрепления своего жилища. Запасы кормов у бобровой семьи истощаются обычно в марте. В это время бобры проделывают выходы из-подо льда в местах обилия корма на берегах водоёма, выходят по ночам на берег, и начинают подновлять свои запасы.
Нежную кору молодых осин, ив да и яблонек используют зимой многие виды полёвок. Особенно отличаются в этом плане водяные полёвки, или как их раньше называли, водяные крысы. Немало огорчений приносят они садоводам, чьи участки располагаются неподалёку от водоёмов. Грызут они кору так же как и другие грызуны – небольшими движениями поперёк ствола. Вот только размер зубов у водянухи будет существенно меньше заячьего. Ещё одна неприятная особенность водяных полёвок – их способность обгрызать кору на плодовых деревьях ниже уровня почвы, то есть под землей. И ладно бы делали они это с одной стороны ствола, тогда растение смогло бы затянуть рану. Но они грызут кору по кругу, как говорят садоводы – кольцуют деревья. Обнаружить такие повреждения удаётся не сразу, деревце даже может распустить листья, а потом неожиданно засыхает.
Грызут кору осин, ив и яблонь и другие, более мелкие виды полёвок. Заметный ущерб наносят они в годы высокой численности, обгрызая кору на диких и культурных растениях. Следы зубов на погрызах серых и рыжих полёвок существенно меньше, чем у более крупных водяных, да и деревья они обычно не кольцуют. Грызут кору полёвки, как и все грызуны, всегда поперёк, короткими движениями нижней челюсти.
Ну а теперь поговорим о следах, которые оставляют звери, не питающиеся древесной корой. Кабаны обычно передвигаются по лесу своими тропами. Вот на их тропах чаще всего и удается обнаруживать кабаньи «чесалки».
Это деревья, о которые свиньи чешут свои бока. Иногда на них, на уровне кабаньей морды, удаётся обнаружить задиры – следы от кабаньих клыков. Это короткие, как правило, направленные поперёк ствола повреждения коры в виде глубоких порезов. Нередко они врезаются в древесину, расщепляя её волокна. Задиры обычно делают секачи на деревьях хвойных пород, на ели и сосне, стимулируя образование потёков смолы. Это нужно самцам для подготовки к гону, когда у них под шкурой на боках вырастает толстый и крепкий слой соединительной ткани – калкан. Это своеобразная броня, защищающая секачей от смертельных ран во время поединков за самку. Кабаны стараются придать своим доспехам дополнительную прочность и толщину, натирая бока смолой, а затем вываливаясь в грязи. Шерсть на боках слипается, пропитывается грязью и смолой. На кабаньих чесалках поэтому нередко видны не только потеки смолы, но и довольно толстый слой грязи. А к смоле, выступившей из задиров, прилипает толстая чёрная щетина, неоспоримо свидетельствуя о том, кто этой чесалкой пользуется. Ведь такие деревья выполняют также роль индивидуальных меток, сообщая конкурентам о хозяине территории.
Медведи также используют мечение деревьев в целях обмена информацией друг с другом. Особенно часто метит деревья доминантный самец во время гона. В этот период он как бы обустраивает и маркирует относительно небольшой участок леса в пределах своего огромного участка обитания. Обычно это суходол с преобладанием хвойных деревьев, расположенный в малопосещаемой людьми части лесного массива. Здесь наблюдается высокая плотность медвежьих меток с задирами коры, вблизи которых могут быть ка́талища и следовые тропы. На деревьях с задирами могут быть и закусы – следы медвежьих зубов на коре, расположенные поперёк ствола. К свежей смоле задиров и закусов прилипает мягкая медвежья шерсть, легко отличимая от кабаньей щетины. Прилипшая шерсть находится к тому же довольно высоко, намного выше кабаньего роста, потому что медведь трётся о дерево спиной, встав на задние лапы.
Медвежьи задиры отличаются от лосиных погрызов тем, что медведь делает, их царапая кору деревьев движением передних лап сверху вниз, встав на задние лапы. Когти его существенно уже лосиных зубов, поэтому оставляют на коре длинные узкие желобки, с обрывками коры внизу каждого из них.
Теперь, я надеюсь, вы сможете определить, какой зверь оставил следы на стволе дерева.
Благодарю за внимание и до следующих встреч!
Это информация для тех, кто интересуется природой и хочет знать, что в ней происходит на самом деле.
Прокрутите, пожалуйста, текст до рекламы!
Читайте старые статьи на канале, ведь информация о природе не стареет!
Не забудьте ставить лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы. Я с удовольствием на них отвечу!