Найти тему

Где матёрый медведь проводит свои рандеву

Фото В. Шишенков.
Фото В. Шишенков.

Участки крупных самцов-производителей, которые они метят с целью привлечения медведиц во время гона, как правило, расположены на значительном удалении от населенных пунктов и мест хозяйственной деятельности людей. Они приурочены к сухим лесам с преобладанием хвойных пород, ели и сосны.

Сложный, столетний смешанный лес с еловым подростом и подлеском. Фото автора.
Сложный, столетний смешанный лес с еловым подростом и подлеском. Фото автора.

Такой участок я обнаружил 29 июня нынешнего года в большой гриве смешанного леса, почти со всех сторон окруженной болотом. Лишь с одной стороны часть этого суходольного леса выходит к берегу мелководного залива. Площадь гривы около одного квадратного километра. Лес смешанный, сложный, довольно старый. В первом ярусе преобладают сосна и ель возрастом от 90 до 130 лет. Все фотографии сделаны в этой гриве. В начале гривы, от побережья залива тянется сырой заболоченный березняк с высокими кочками-коблами.

Заболоченный березняк - переходный участок от зоны временного затопления к гриве старого смешанного леса. Фото автора.
Заболоченный березняк - переходный участок от зоны временного затопления к гриве старого смешанного леса. Фото автора.

Здесь по ходу маршрута на относительно сухих возвышенных участках в травяном покрове встречаются небольшое травянистое растение из семейства Грушанковых - одноцветка крупноцветковая, с поникшими, одиночными белыми цветами. Они выглядят полупрозрачными, словно вылепленными из воска и напоминают цветы воскового плюща. Несмотря на свою хрупкую внешность и нежную красоту, растение ядовито, но используется в народной медицине от многих болезней. Народное название травы изгон, потому что недуги изгоняет.

Одноцветка крупноцветковая. Фото автора.
Одноцветка крупноцветковая. Фото автора.

Далее мой маршрут проходил по сухому сосново-еловому лесу, местами с густой порослью молодых ёлочек. Здесь нет никаких следов пребывания медведей, зато повсюду встречаются погрызенные белками еловые шишки.

Примерно в середине гривы старый суходольный лес граничит с участком сырого сфагнового сосняка. Это сырой лес, состоящий из угнетенной сосны. Ели здесь нет совсем, покров целиком состоит из сфагновых мхов. Граница между сосняком и смешанным лесом довольно чёткая, вдоль неё, по краю суходола, проходит хорошо заметная звериная тропа. Почва на тропе сухая и твердая, отпечатков копыт и когтей на ней не остается.

Разреженный суходольный лес по границе со сфагновым сосняком. Здесь проходит медвежья тропа. Фото автора.
Разреженный суходольный лес по границе со сфагновым сосняком. Здесь проходит медвежья тропа. Фото автора.

Вскоре я понял, что это именно медвежья тропа, поскольку по обеим её сторонам всё чаще стали попадаться меченые медведем ели и сосны. Иногда меченые деревья находились не далее 5-10 метров друг от друга. Встречались как старые, заплывшие смолой метки, так и более свежие, с прилипшей к смоле медвежьей шерстью. Среди них были многолетние, с участками обнажённой, давно лишенной коры древесины, буквально отполированной медвежьими лапами. Но характерных когтистых следов медведя на сухой твердой почве тропы обнаружить не удалось.

У подножия многих меток была уплотнена и вытоптана земля и располагались неглубокие ямы, соответствующие размеру тела крупного медведя. Надо полагать, это были ямы-кАталища. Но травянистая растительность в них, хотя и была немного угнетена, но не была примята. То есть зверь катался в этих ямах довольно давно и с момента его последнего посещения прошло не менее недели.

Помеченная медведем сосна, неподалеку от которой видна яма-каталище.
Помеченная медведем сосна, неподалеку от которой видна яма-каталище.

В одном месте этого участка сохранились следовые метки. Это очень короткие участки особых троп, длиной не превышающие десяток метров. По свидетельству В.С. Пажетнова, зверь многократно проходит по ним особым образом, оставляя цепочку ямок.

Следовые метки обычно располагаются на сухом месте, на твёрдой почве. Зверь делает эту метку за несколько проходов, каждый раз добавляя к ней новые ямки. Ямки он делает задними лапами, вышагивая на выпрямленных, широко расставленных негнущихся ногах. Мышцы конечностей у него при этом так напряжены, что под шкурой просматриваются бугры перекатывающихся мускулов. При каждом шаге медведь резко поворачивает тело в пояснично-крестцовом отделе, вихляя задом. Вместе с таким движением вращается опорная задняя конечность, которую он ставит под углом к земле, как бы приподнимаясь на цыпочки. При этом вращается метатарзальный отдел задней лапы и в грунте образуются неглубокие лунки. Чем больше ширина плантарной мозоли самца, тем более широкая ямка остаётся на его следу.

Наблюдать, как делает следовые метки медведь, мне не довелось, но старые следовые метки на коротком отрезке тропы в этом участке я обнаружил. Это не были свежие следы, поскольку зверь, судя по всему, покинул этот участок более недели тому назад. На одном участке тропы хорошо просматривались неглубокие лунки, расположенные друг за другом на расстоянии медвежьего шага.

Следовые метки медведя по тропе. Фото автора.
Следовые метки медведя по тропе. Фото автора.

Все обнаруженные следы однозначно свидетельствовали о том, что именно этот участок самец медведя маркировал, сосредоточив здесь большое количество меток, содержащих запаховую и следовую информацию, направленную на привлечение самки. Скорее всего, их встреча состоялась не позднее пары недель тому назад и медведи откочевали с этого участка на более кормные территории. В период гона пара медведей живёт вместе в течение десяти – пятнадцати дней. Встретившись, они могли покинуть этот участок, поскольку свою главную функцию, обеспечение их встречи, он уже выполнил. В период после объединения пары, они вместе кормятся, перемещаясь по угодьям, и отдыхают неподалёку друг от друга. Возможно, сейчас они уже расстались, поскольку к началу июля гон у медведей подходит к концу, и самец пошёл бродить в одиночестве по своей территории. Так или иначе, но к моменту моего посещения этой гривы совершенно свежих следов пребывания здесь медведей я не обнаружил.

В следующей публикации я расскажу об острове, на котором уже в течение нескольких лет медведица выводит своё потомство и ложится в берлогу, а также о найденных на этом острове берлогах.

Это информация для тех, кто интересуется природой и хочет знать, что в ней происходит на самом деле. Я не пользуюсь непроверенной информацией и рассказываю о том, что видел своими глазами.

Прокрутите, пожалуйста, текст до рекламы!

Читайте старые статьи на канале, ведь информация о природе не стареет!

Не забудьте ставить лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы. Я с удовольствием на них отвечу!