Задание 1.
Работа в тетради, напиши число, тему.
Задание 2.
Проверь правильность сделанной на предыдущем занятии работы.
Было задание: 1. Прочитать и записать предложение, в котором имя числительное нужно записать словами.
В Кремле находится царь-пушка, отлитая русским мастером Андреем Чоховым в 1586 году.
2. Сделать морфологический разбор имени числительного, опираясь на таблицу.
В Кремле находится царь-пушка, отлитая русским мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году.
(В) тысяча пятьсот восемьдесят шестом (году) - числит.
1. В году (каком по счёту?) тысяча пятьсот восемьдесят шестом.
Нач.ф. - тысяча пятьсот восемьдесят шестой.
2. Пост.: сост., порядк.
3.Непост.: ед. ч., мужск. р., Предл. п.
В году (каком?) тысяча пятьсот восемьдесят шестом - определение. Подчёркивается волнистой линией.
Также было задание: Рассмотреть картину художника Олега Теняева. Определить, сколько арбузов на картине? Записать имена числительные словами.
Двадцать пять, один, одна вторая, одна десятая.
Задание 3.
Повторяем и закрепляем основные сведения об имени числительном. Опираясь на Схему, расскажи правило.
Задание 4.
Прочитай текст. Спиши, заменяя словами имена числительные и единицы измерения.
Берёза - довольно быстрорастущее дерево. В благоприятных условиях она уже в первый год иногда достигает 50 см, а к 60 - 80 годам 35 метровой высоты и 70 см толщины. К рубке берёзовые леса готовы уже в 50 лет, а к 70 годам - это чудесный лесной материал.
Подчеркни имена числительные. Назови, сколько их.
Задание 5.
Проверь правильность выполненной работы.
Берёза - довольно быстрорастущее дерево. В благоприятных условиях она уже в первый год иногда достигает пятидесяти сантиметров, а к шестидесяти - восьмидесяти годам тридцатипятиметровой высоты и семидесяти сантиметров толщины. К рубке берёзовые леса готовы уже в пятьдесят лет, а к семидесяти годам - это чудесный лесной материал.
В тексте 7 числительных.
Слово "тридцатипятиметровой" - прилагательное (из тридцать пять метров).
Задание 6.
Познакомься с правилами склонения (изменения по падежам и числам) имён числительных.
Рассмотри таблицу.
Обрати внимание:
1) у составных количественных склоняются все слова. У составных порядковых - только последнее слово.
2) слово "один" в связке с одушевлённым существительным склоняется так, как показано в таблице.; а в связке с неодушевлённым существительным склоняется в Винительном падеже как в Именительном падеже.
Сравни: Вин.п. (вижу кого?) одного человека (одушевл.);
Вин.п. (вижу что?) один дом (неодушевл.).
Задание 7.
Рассмотри особенности и примеры склонения отдельных категорий количественных и порядковых числительных.
1. Склонение дробных числительных.
2. Склонение целых числительных от 1000.
Обрати внимание: количественные числительные ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД склоняются по падежам как имена существительные.
3. Склонение собирательных числительных .
Обрати внимание: собирательные числительные в связке с одушевлённым существительным склоняется как прилагательные; а в связке с неодушевлённым существительным склоняется как все количественные числительные (два, двух, двум, два, двумя, (о) двух)
4. Склонение простых порядковых числительных от 11 до 19).
Обрати внимание: порядковые числительные склоняются по образцу прилагательных.
Задание 8.
Прочитай пословицы.
1. Семеро одного не ждут.
2. Семь пятниц на неделе.
3. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
4. Один в поле не воин.
5. У матери две дочки молоды, а в ведре нет воды.
6. Одна голова хорошо, а две лучше.
7. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
8.Без четырёх углов изба не рубится.
9. Первый снег выпадает - сорок дней до зимы.
10. Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.
Выпиши в тетрадь числительные.
Сделай морфологический разбор числительных под номером 1 и 3.
Задание 9.
Проверь правильность своей работы.
1. Семеро, семь, (за) двумя, (ни) одного, один, две, одна, две, сто, четырёх, первый, сорок, три.
2.
Семеро одного не ждут.
Семеро - числ. ( сколько?)
1. Нач.ф. - семеро.
2. Морфологические признаки.
Пост.пр.: простое, колич., собир.
3.Непост.пр.: Им.п.
4.Синт.роль: подлежащее.
За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами.
Двумя - числит. (за зайцами сколькими?)
1.Нач.ф. - два.
2.Пост.пр.: простое, колич., целое.
3.Непост. пр.: Тв.п.
4. Синт. роль: определение. Подчёркиваем волнистой линией.
Ни одного не поймаешь.
(Ни) одного - числит. (сколько?).
1. Нач.ф. - один.
2.Пост.пр. : простое, колич, целое.
Непост.пр.: Р.п.
Синт.роль: дополнение. Подчёркиваем пунктиром.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание. ---
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.