Найти в Дзене

20. Тема 17. Морфология. Склонение имён числительных. Практическая работа.

Оглавление
Художник-абстракционист Василий Кандинский.
Художник-абстракционист Василий Кандинский.

Задание 1.

Работа в тетради, напиши число, тему.

Задание 2.

Проверь правильность сделанной на предыдущем занятии работы.

Было задание: 1. Прочитать и записать предложение, в котором имя числительное нужно записать словами.

В Кремле находится царь-пушка, отлитая русским мастером Андреем Чоховым в 1586 году.

2. Сделать морфологический разбор имени числительного, опираясь на таблицу.

В Кремле находится царь-пушка, отлитая русским мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году.

(В) тысяча пятьсот восемьдесят шестом (году) - числит.

1. В году (каком по счёту?) тысяча пятьсот восемьдесят шестом.

Нач.ф. - тысяча пятьсот восемьдесят шестой.

2. Пост.: сост., порядк.

3.Непост.: ед. ч., мужск. р., Предл. п.

В году (каком?) тысяча пятьсот восемьдесят шестом - определение. Подчёркивается волнистой линией.

Также было задание: Рассмотреть картину художника Олега Теняева. Определить, сколько арбузов на картине? Записать имена числительные словами.

Двадцать пять, один, одна вторая, одна десятая.

-2

Задание 3.

Повторяем и закрепляем основные сведения об имени числительном. Опираясь на Схему, расскажи правило.

-3

Задание 4.

Прочитай текст. Спиши, заменяя словами имена числительные и единицы измерения.

Берёза - довольно быстрорастущее дерево. В благоприятных условиях она уже в первый год иногда достигает 50 см, а к 60 - 80 годам 35 метровой высоты и 70 см толщины. К рубке берёзовые леса готовы уже в 50 лет, а к 70 годам - это чудесный лесной материал.

Подчеркни имена числительные. Назови, сколько их.

-4

Задание 5.

Проверь правильность выполненной работы.

Берёза - довольно быстрорастущее дерево. В благоприятных условиях она уже в первый год иногда достигает пятидесяти сантиметров, а к шестидесяти - восьмидесяти годам тридцатипятиметровой высоты и семидесяти сантиметров толщины. К рубке берёзовые леса готовы уже в пятьдесят лет, а к семидесяти годам - это чудесный лесной материал.

В тексте 7 числительных.

Слово "тридцатипятиметровой" - прилагательное (из тридцать пять метров).

-5

Задание 6.

Познакомься с правилами склонения (изменения по падежам и числам) имён числительных.

Рассмотри таблицу.

-6

Обрати внимание:

1) у составных количественных склоняются все слова. У составных порядковых - только последнее слово.

2) слово "один" в связке с одушевлённым существительным склоняется так, как показано в таблице.; а в связке с неодушевлённым существительным склоняется в Винительном падеже как в Именительном падеже.

Сравни: Вин.п. (вижу кого?) одного человека (одушевл.);

Вин.п. (вижу что?) один дом (неодушевл.).

-7

Задание 7.

Рассмотри особенности и примеры склонения отдельных категорий количественных и порядковых числительных.

1. Склонение дробных числительных.

-8
-9
-10

2. Склонение целых числительных от 1000.

-11

Обрати внимание: количественные числительные ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД склоняются по падежам как имена существительные.

3. Склонение собирательных числительных .

-12

Обрати внимание: собирательные числительные в связке с одушевлённым существительным склоняется как прилагательные; а в связке с неодушевлённым существительным склоняется как все количественные числительные (два, двух, двум, два, двумя, (о) двух)

4. Склонение простых порядковых числительных от 11 до 19).

-13

Обрати внимание: порядковые числительные склоняются по образцу прилагательных.

-14

Задание 8.

Прочитай пословицы.

1. Семеро одного не ждут.

2. Семь пятниц на неделе.

3. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.

4. Один в поле не воин.

5. У матери две дочки молоды, а в ведре нет воды.

6. Одна голова хорошо, а две лучше.

7. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

8.Без четырёх углов изба не рубится.

9. Первый снег выпадает - сорок дней до зимы.

10. Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.

Выпиши в тетрадь числительные.

Сделай морфологический разбор числительных под номером 1 и 3.

-15

Задание 9.

Проверь правильность своей работы.

1. Семеро, семь, (за) двумя, (ни) одного, один, две, одна, две, сто, четырёх, первый, сорок, три.

2.

Семеро одного не ждут.

Семеро - числ. ( сколько?)

1. Нач.ф. - семеро.

2. Морфологические признаки.

Пост.пр.: простое, колич., собир.

3.Непост.пр.: Им.п.

4.Синт.роль: подлежащее.

За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.

За двумя зайцами.

Двумя - числит. (за зайцами сколькими?)

1.Нач.ф. - два.

2.Пост.пр.: простое, колич., целое.

3.Непост. пр.: Тв.п.

4. Синт. роль: определение. Подчёркиваем волнистой линией.

Ни одного не поймаешь.

(Ни) одного - числит. (сколько?).

1. Нач.ф. - один.

2.Пост.пр. : простое, колич, целое.

Непост.пр.: Р.п.

Синт.роль: дополнение. Подчёркиваем пунктиром.

-16

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание. ---

-17

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.