Найти тему
Криптопланетянин

Действительно ли биткоин волатилен? Все относительно

Оглавление

Является ли биткоин волатильным? Как определить волатильность? Почему те, кто называет себя «бриллиантовыми руками», то есть теми, кто не поддаётся панике и не продаёт монеты, так решительно говоря, что биткоин не волатилен. И напротив, те, кто оценивают криптовалюту с более традиционных фиатных позиций категорично заявляют: «Да, биткоин очень волатилен»? Кто из них прав? Остаётся ли обеим сторонам лишь согласиться в том, что они не согласны или обе этих позиции могут быть одновременно истинными.

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны сначала проанализировать специальную теорию относительности Альберта Эйнштейна...

Специальная теория относительности

В попытке лучше понять обе этих позиции, мы должны провести один из мысленных экспериментов Эйнштейна: Представьте себе двух отдельных наблюдателей, один из которых сидит в поезде в качестве пассажира, а другой наблюдает за происходящим с соседней платформы. Пассажир поезда видит, как две молнии ударяют в каждый конец поезда: первая молния – спереди поезда, а вторая – сзади. Тем временем зритель на соседней платформе видит, как две молнии одновременно ударяют в переднюю и заднюю части поезда. Пассажир поезда утверждает, что удар спереди произошел раньше удара сзади, а зритель утверждает, что удары произошли одновременно.

Чье восприятие является более точным? Могут ли они оба быть верными? Эйнштейн считал, что обе интерпретации верны, поскольку у каждой из них своя система отсчета.

Это явление привело Эйнштейна к специальной теории относительности: разные системы отсчета обуславливают разное восприятие одновременности событий. Проще говоря, наличие другой точки отсчета меняет восприятие. Конечно, это грубое упрощение и узкий взгляд на гораздо более широкую концепцию, но этого ограниченного масштаба будет достаточно, чтобы понять, как это связано с разницей в восприятии волатильности биткоина.

Позиция: Биткоин не является волатильным

В этой аналогии давайте рассмотрим биткойнеров как пассажиров поезда. В силу природы технологии мы движемся с постоянной скоростью, заданной математикой и кодом. Внутри этого протокола мы видим, что один биткоин равен одному биткоину. Мы можем подтвердить его нехватку с помощью жесткого лимита предложения в 21 миллион монет. Мы понимаем, как отсутствие необходимости в доверенных третьих сторонах или центральных органах власти обеспечивает беспристрастную и безраздельную одноранговую систему. Мы понимаем, что «кит» имеет не больше контроля над распределенной бухгалтерской книгой, чем «креветка». Мы знаем, что каждые две недели при регулировке сложности будут появляться блоки с частотой примерно раз в десять минут; мы знаем выражение «тик-ток, новый блок».

Все это не говорит о волатильности; на самом деле все как раз наоборот. Все это говорит о постоянстве; постоянстве сети. Это говорит о нашем обоснованном восприятии изнутри стабильной и безопасной системы передачи стоимости в пространстве и времени. Мы, пассажиры поезда, которым является биткоин, можем принимать экономические решения, основанные на прочных системных принципах. Это одна из основных причин, по которой биткойнеры обычно настроены на более отдаленную перспективу; мы не так подвержены искажениям, создаваемым менее волатильными системами, что приводит к неустойчивому экономическому поведению. Говоря иначе, предсказуемость протокола способствует концентрации внимания на отдаленную перспективу.

Позиция: Биткоин является волатильным

С точки зрения стороннего наблюдателя очевидно, что биткоин волатилен. Их главным ориентиром является не сеть, а просто актив (в частности, обменный курс биткоина к доллару США). Когда предложение доллара дико колеблется, когда стоимостью капитала постоянно манипулируют, не говоря уже о конкурирующих, одинаково несовершенных валютах, пытающихся вырваться из гиперинфляции, восприятие стороннего наблюдателя искажается.

Это наглядный пример «линейки Витгенштейна», концепции, которая гласит: «Если у вас нет уверенности в надежности линейки, то при измерении стола линейкой, вы также можете использовать стол для измерения линейки».

Взгляд фиатных наблюдателей на биткоин как на актив затуманен их системой отсчета, то есть излишне запутанной.

Хуже всего то, что из-за этой кажущейся волатильности у сторонних наблюдателей пропадает стимул глубже изучать технологию Bitcoin. Они находят утешение в известном. Они не хотят прилагать усилия, чтобы понять, почему их произвольно выбранная система несовершенна.

Как отмечает Джефф Бут: «Возможно, самым большим препятствием для понимания Биткоина людьми является их багаж того, как денежная система работает сегодня и в прошлом, в отличие от того, как она будет работать в будущем».

Дезинформация внутри фиатной системы оттолкает ее участников от определенных выводов... в то время как они при этом сидят на спорадически и судорожно движущейся карусели. Они сознательно или иным образом смирились с тем, что судьба их денег (в их формах как хранилища стоимости, средства обмена и расчетной единицы) будет потенциально меняться примерно каждые четыре года с циклами выборов. Им внушили, что должна существовать небольшая группа элиты, которая «лучше всех» знает, как манипулировать ростом экономики (при этом игнорируя присущие элитам стимулы). Они не обращают внимания на тот факт, что валюта, которую они вынуждены использовать, потеряла 99% своей стоимости за время своего существования.

Последнее обстоятельство подталкивает тех, кто находится внутри фиатной системы, к концентрации внимания на краткосрочной перспективе, зная, что ценность их времени и усилий будет обесцениваться с течением времени. Это еще больше искажает их систему координат, а значит, и способность принимать разумные экономические решения; выбор между волатильным альтернативным активом, требующим низких временных предпочтений и больших усилий для понимания, и новым гаджетом, обеспечивающим бесконечный выброс дофамина... что ж, я вижу, что для них это легкий выбор.

Теория денежной относительности

Все это можно сформулировать следующим образом: Биткойнеры определяют волатильность исходя из привязки к сети и протоколу, в то время как фиатные игроки определяют волатильность исходя из привязки биткойна к внешнему активу.

Биткойн не является волатильным. Волатильны люди. Поэтому необходимо смещать фокус с цены биткоина, привязанной к внешнему активу, на возможности и ценность сети и протокола. Актив будет продолжать демонстрировать волатильность (в долгосрочной перспективе – в сторону повышения), что связано не с сетью или протоколом биткоина, а с волатильностью человеческой природы.

Автор: Тим Нимайер. Источник: Bitcoin Magazine