Найти тему
Rottweiler

Атаман Краснов. 1918 год. Договор с Кайзером.

Пётр Николаевич Краснов.
Пётр Николаевич Краснов.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки...
Н.С.Гумилёв.

В начале лета 1918 года Атаман Всевеликого Войска Донского Пётр Николаевич Краснов, избранный Кругом Спасения Дона, заключил союз с Кайзером Вильгельмом II.

По поводу этого договора с кайзеровской Германией возникает немало вопросов.

Впрочем, самый главный из них – каким образом данные союзные отношения нарушали интересы донских казаков да и России в принципе – остаётся пока что без ответа.

Здесь можно услышать рассуждения о предательстве, но они выглядят совершенно оторванными от жизни. Потому что чётко сформулировать, кто, кого и с какой целью предавал, представляется вряд ли возможным.

В первую очередь следует подчеркнуть, что Брестский мир уже был подписан. То есть, в состоянии войны с Германией находилась даже не Советская Россия, а исключительно Антанта.

И здесь стоит упомянуть тот факт, что ни Англия, ни Франция как союзники на тот момент не поддерживали борьбу казаков и русских против большевиков.

«Атаман еще раз рассказал ту обстановку, в которой он застал Войско. Целая треть его была уже занята германскими войсками, местами казаки сами приглашали немцев помогать в борьбе с красной гвардией, у казаков не было оружия для борьбы с нею, и получить его можно было только от немцев или через немцев. Дону предстояло одно: или подчиняться советским властям, или войти в соглашение с немцами. У Дона не было иного выхода.»

П.Н.Краснов «Всевеликое Войско Донское»

Пожалуй, тут просто нечего больше прибавить. К данному союзу подталкивала необходимость.

Признавать власть большевиков Дон не собирался – значит, требовались средства для ведения войны.

Впрочем, придётся ненадолго остановиться ещё на одном моменте – на том, что принято именовать сепаратизмом, который якобы идёт в ущерб интересам России.

Какой России?

Российской Империи на данный момент не существовало. Страну раздирали противоречия, у власти находилось большевистское правительство, которое навязывало православному народу чуждую по духу «интернациональную» политику. На территории, подконтрольной красным, шли аресты и казни, основанием для которых подчас являлось лишь происхождение задержанных.

Странным ли было в подобной ситуации желание отстоять свой дом, свою землю? А сделать это можно было, лишь добившись признания как отдельное государство, чтобы иметь возможность получать целенаправленную поддержку от Вильгельма II. И сохранять независимость от Москвы до тех пор, пока там заправляют Ленин и его «товарищи».

Итак.

По договору с Кайзером мы получаем:

1. Признание Германией Всевеликого Войска Донского и чёткое определение его границ в прежних географических и этнографических размерах. Присоединение Таганрога, помощь в присоединении Камышина, Царицына, Воронежа. То есть, в результате мы имели бы сильное государство с крупными стратегически важными городами. От Воронежа открывался путь на Москву, и о том, чтобы двинуть в этом направлении донскую армию, Пётр Николаевич будет говорить генералу Деникину и в начале 1919 года.

2. Организация Донно-Кавказского Союза по мере освобождения Кубанского, Астраханского и Терского войск Северного Кавказа.

3. Организация переговоров с Москвой с целью отвода красных банд и получения компенсации за причинённый ущерб.

4. Помощь орудиями, ружьями, боеприпасами.

5. Организация в переделах Войска Донского заводов по производству оружия и боеприпасов.

6. Соблюдения нейтралитета во время I Мировой войны всеми членами Донно-Кавказского союза.

7. Поставки сельхозтехники из Германии, химических продуктов, дубильных экстрактов, оборудования для печати ценных бумаг, оборудования для организации на территории Войска Донского заводского производства и электротехнические принадлежности.

8. Право Германии на преимущественный вывоз – за удовлетворением потребностей местного населения, что особо подчёркнуто – излишков сельскохозяйственной продукции и получение льгот по размещению средств в местные предприятия.

Атаманский Дворец Новочеркасск.
Атаманский Дворец Новочеркасск.

В результате.

«Установлен был курс германской марки в 75 копеек донской валюты, сделана была расценка русской винтовки с 30 патронами в один пуд пшеницы или ржи, заключен был контракт на поставку аэропланов, орудий, винтовок, снарядов, патронов и т. п., установлено было соглашение, что в случае совместного участия германских и донских войск половина военной добычи передавалась донскому войску безвозмездно, выработаны были планы действий под Батайском. Наконец, немцы со значительными потерями для себя отразили безумную попытку большевиков высадиться на Таганрогской косе и занять Таганрог…

За первые полтора месяца немцы передали Дону, кубанцам и Добровольческой армии 11651 трехлинейную винтовку, 46 орудий, 88 пулеметов, 109104 артиллерийских снаряда и 11594721 ружейных патронов. Треть артиллерийских снарядов и одна четверть патронов были уступлены Доном Добровольческой армии».

П.Н.Краснов «Всевеликое Войско Донское»

Если внимательно и беспристрастно оценивать данный договор, если отключить эмоции, то можно увидеть лишь одно – он был взаимовыгодным. Именно благодаря этому договору удалось очистить территорию от красных.

Здесь, конечно, можно возразить, заявив, что большевики вновь перейдут в наступление, но не следует забывать и о том, что тогда обстановка в корне изменится. И из-за событий в Германии придётся делать ставку на Антанту. Прибавьте сюда политику генерала Деникина – и мы получим то, что и получили в результате.

Союз с Кайзером в тот момент был единственной реальной возможностью выжить для молодой республики – и она не просто выжила, она перешла в наступление.

Более того, чтобы в будущем не зависеть ни от каких союзников и планировалось развитие производства. К концу 1918 года в Таганроге уже работал Русско-Балтийский оружейный завод и функционировал кожевенный. В Новочеркасске в ремесленной школе производилось обмундирование, в мастерских ремонтировались старые и собирались новые паровозы. Государство начинало обеспечивать себя всем необходимым и в самом скором времени не только не нуждалось бы ни в чьей поддержке, но ещё и имело все шансы стать центром борьбы с большевистским режимом.

Это был безусловно смелый политический ход, ответственность за который Атаман Краснов полностью брал на себя. Политический ход, который не все поддержали - поскольку не могли оценить размах, с которым действовал Пётр Николаевич, желая спасти родную землю. Ход, что принёс немало проблем самому Атаману - но полностью оправдал себя.

«– Во всяком случае, – сказал атаман, – всю ответственность за это письмо я беру на себя. Независимо от вашего мнения я отправлю это письмо, потому что в нем вижу спасение Дона, и следовательно, и России, так как судьбы одного тесно связаны с судьбами другой, и для меня они неразделимы.»

П.Н.Краснов.

Пётр Николаевич Краснов принимает парад.
Пётр Николаевич Краснов принимает парад.