Одна из главных ценностей Учи.Дома – индивидуальный подход к обучению. Если адаптировать программу под запрос и особенности конкретного ученика, процесс обучения станет в разы эффективнее. На что обратить внимание, чтобы сформировать для ученика индивидуальную траекторию обучения?
Этап 1. Проанализируйте ученика
Важно понять, что характеризует конкретного ребёнка, с которым вы планируете работать.
Возраст
Психика человека меняется в течение времени, подвергаясь влиянию процессов воспитания и обучения. Знание психовозрастных особенностей детей поможет вам сделать обучение более гибким, учитывать особенности психологии ребёнка на разных этапах его взросления.
Тип активности ребёнка
Помимо возрастных особенностей, у учеников есть индивидуальные особенности, которые влияют на способ его взаимодействия с обучающим материалом:
- Теория VS практика. Одни дети предпочитают сначала полностью изучить теорию, а потом перейти к практике. Другие сразу готовы к экспериментам, и им нравится учить что-то непосредственно в процессе деятельности.
- Процесс VS результат. Обучение можно сравнить с игрой: одним важно получить удовольствие от процесса, другим – победить. Первым проще выполнять промежуточные задания, используя имеющиеся знания. Вторые могут быстро потерять мотивацию, если не увидят прогресса: для них важно создавать ситуацию успеха и строить систему мотивации на более коротких этапах.
- Потребность в автономии VS наставнике. Одним детям важно самостоятельно приходить к открытиям, другим – чтобы все правила были изначально ясны. Если слишком многое объяснять ученикам с потребностью к автономии, можно вызвать у них раздражение и ослабить мотивацию.
Цель ученика
Любое обучение должно быть ориентировано на определённую цель. Например, если вы готовите ученика к сдаче экзамена, важно не только дать ему понимание в предметной области, но и познакомить с форматом.
Интересы ученика
Ученикам нравится говорить о том, что им интересно. Лучшей мотивацией к изучению является связь предмета со сферой интересов ученика.
Например, если вы знакомите ученика, который увлекается играми, с теорией вероятностей, предложите ему рассчитать в его любимой игре.
Этап 2. Иллюзия возможность выбора
Чтобы дать ученику почувствовать, что он на самом деле влияет на процесс обучения, чаще давайте ему возможность выбирать. Попробуйте посмотреть на привычные задания под другим углом.
Например, вы преподаёте английский и вам нужно проверить, насколько хорошо ученик выучил новую лексику. Предложите ученику выбрать форму проверки: он может описывать слова на английском, подбирать к ним синонимы или антонимы, рисовать их или подбирать к ним рифму.
Этап 3. Помощь с рефлексией
Невозможно оценить эффективность обучения, если нам неизвестны критерии. Чтобы сделать оценку максимально прозрачной для ученика, он должен понимать, что он делает и зачем.
Именно поэтому каждый урок в Учи.Дома начинается с постановки целей и заканчивается подведением итога. В конце урока важно дать ученику возможность самостоятельно оценить, удалось ли достичь поставленных целей, насколько сложным был процесс.
Уточните факторы, которые мешали обучению (например, что-то показалось слишком скучным, или не хватило теории). Ученику поначалу может быть сложно самому оценить образовательный процесс, ваша задача как наставника – помочь, задавая вопросы и предлагая критерии оценки.
Валерия Елпатьевская, методист Учи.Дома
#индивидуальныйподход #индивидуальноеобучение #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобразование
Читайте больше по теме: