Найти в Дзене

В Самару! Подземные залы, сталинский классицизм и содружество архитектурных династий

В 1870-м году Министерство юстиции Российской империи проводило ревизию Казанского судебного округа, к которому тогда относилась Самара. Ревизоры решили, что помещения судебного архива «по площадям недостаточны», а помещений для планируемого межевого архива Самарской губернии не имеется вообще.

Объемная лепная розетка слева немного отъехала
Объемная лепная розетка слева немного отъехала

Располагался краевой суд, как мы знаем, на Алексеевской площади в бывшей усадьбе купца А.Ф. Светова, «уплывшей» от него из-за недоимок казне. Кроме того, как сообщают окладные книги по сбору налогов с недвижимости, Министерство юстиции владело несколькими прилегающими усадебными местами, выходящими на улицу Вознесенскую (Степана Разина).

Здание судебного архива, год постройки - 1875-ый, архитектор - Николай Теплов. На заднем плане виден аттик здания суда по ул. Венцека
Здание судебного архива, год постройки - 1875-ый, архитектор - Николай Теплов. На заднем плане виден аттик здания суда по ул. Венцека

На этих усадебных местах стояли торговые лавки с подвалами, сдаваемые в аренду бузулукскому торговцу мукой Тихону Прохорову за 35 рублей в год и самарскому купцу Николаю Санину за 80 рублей. Столичные ревизоры решили лавки приспособить для размещения архивов, для чего в декабре 1870-го купцам предписали помещения в трехмесячный срок освободить, а городскому архитектору Николаю Федоровичу Теплову составить проект на перестройку лавки и устройство в ней губернского судебного архива .

В зале заседаний Самарского окружного суда
В зале заседаний Самарского окружного суда

Дело сначала пошло быстро – 5-го марта 1871-го года проект был представлен, 8-го марта утвержден губернским строительным отделением, в апреле в Министерство юстиции отправился запрос на финансирование в общей сумме 8830 рублей, а вот денег пришлось ждать до декабря 1873-го года. Торги на строительные работы выиграл купец Тимофей Иванович Крюков, и 3-го августа 1875-го года судебный архив после торжественного молебна обосновался в новом здании.

Простенки центральной части первого этажа дополнилась рустом до уровня арочных оконных перекрытий, окна - великолепным граненым рельефным обрамлением
Простенки центральной части первого этажа дополнилась рустом до уровня арочных оконных перекрытий, окна - великолепным граненым рельефным обрамлением

На сохранившихся фото мы видим одноэтажное строение с частым рядом высоких арочных окон и выделенным белым цветом на кирпичном фоне декором. Ритм фасада создают пилястры в междуоконных простенках, оконные проемы оформлены заглубленными архивольтами и декоративными дугами полуциркульной формы, под гладким карнизом проходит неширокий фриз с прямоугольными нишами.

От замысла до воплощения проекта перестройки прошло 18 лет
От замысла до воплощения проекта перестройки прошло 18 лет

Нарядное здание архива было еще и с «секретом» - связывалось множеством подземных помещений со зданием суда! Именно «андерграундом» объясняется его необычный адрес одновременно по трем улицам: Куйбышева,60 / Степана Разина, 51 / Венцека,31б.

Объемная каннелированная ниша в центральном межоконном простенке второго этажа
Объемная каннелированная ниша в центральном межоконном простенке второго этажа

Сорок два года архивариусы трудились здесь в благоговейной тишине, а после революции служители суда, не без оснований опасаясь за свою дальнейшую судьбу, город покинули. Чтобы не допустить попадания судебных архивов в руки революционеров, их тоже благоразумно вывезли.

Автор проекта шикарной сталинки Петр Александрович Щербачев
Автор проекта шикарной сталинки Петр Александрович Щербачев

В опустевшем здании новые власти разместили юридическую школу с библиотекой, учебными классами и комнатами для занятий по гражданской обороне, а в одном из подвальных залов - камеру предварительного заключения. Позже помещения снова переоборудовали, теперь уже под жилье для сотрудников нового советского суда, и за зданием закрепилось название «Дома юристов».

Соавтор - архитектор Мария Георгиевна Мошкова
Соавтор - архитектор Мария Георгиевна Мошкова

В 1937-м году решено было «Дом юристов» надстроить еще двумя этажами. Правда, «проект 2-этажной надстройки здания юридической школы на 12 квартир» был разработан институтом «Горпроект» только в 1953-м году, зато авторами его стали сразу два продолжателя самарских архитектурных династий – Петр Щербачев и дочь Георгия Мошкова Мария Мошкова.

В подоконном поле второго этажа - имитация балюстрады
В подоконном поле второго этажа - имитация балюстрады

В эксплуатацию дом был сдан 10 сентября 1955-го года, застройщиком являлся Самарский Завод Клапанов, и именно для его сотрудников предназначались квартиры в надстроенных этажах.

Символика масонов
Символика масонов

Совместная работа Петра Щербачева и Марии Мошковой – образец зрелого сталинского классицизма, сочетающего античное архитектурное наследие со зримым воплощением величия и воинской мощи. Монументальность и некоторая помпезность здания достигнуты использованием архитектурных ордеров с четкими пропорциями и классическим "благородным" декором.

Символика советских инженеров
Символика советских инженеров

Центр уравновешенного симметричного фасада акцентирован портиком в уровне второго этажа, второй этаж зрительно объединен с третьим пилястрами с коринфскими капителями. Увенчивает композицию барельефная эмблема в виде щита.

Не зря сталинский классицизм назывался еще "стиль триумф"
Не зря сталинский классицизм назывался еще "стиль триумф"

Поскольку строился дом для работников завода клапанов - на барельефе находятся скрещенные кронциркуль, шестеренка и молот . Правда, советская символика сейчас нередко воспринимается как масонская.

Советский неоклассицизм 1950-х. До "борьбы с излишествами в архитектуре" еще далеко!
Советский неоклассицизм 1950-х. До "борьбы с излишествами в архитектуре" еще далеко!

p.s. Сейчас на первом этаже работает замечательная детская игровая студия с умнейшими енотами!

Называется "ВОТ ЕНОТ!"
Называется "ВОТ ЕНОТ!"

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете