Капиталистическая экономика всегда стимулирует компании к серьезной конкурентной борьбе друг с другом: бизнесмены должны представить продукт, который будет не только лучше, красивее и качественнее, но и иметь некое эксклюзивное ноу-хау, провоцирующее спрос со стороны клиентов и соответственно позволяющее увеличить долю на рынке.
Вложение денег в оригинальную (и одновременно инновационную) идею проблематично: предприниматель всегда понимает, что либо он выиграет эту комбинацию и станет лидером («халифом на час») ровно до того момента, пока его разработку не используют другие предприятия, либо его компания, инвестировав сотни миллионов, станет финансово-неликвидной и (что вполне вероятно в условиях жестокой борьбы) закроется.
Для этого феномена даже придумали специальный термин. Это подрывные инновации. Модель подрывных инноваций — это теория Клейтона Кристенсена, которую он впервые ввёл в 1997 году в своей книге «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании». Сегодня мы расскажем, когда инвестиции вещи приводили к успеху.
Наиболее яркий пример в череде крупных корпораций западных стран — это Apple.
«Яблочный» гигант был основан в 1976 году настоящими энтузиастами своего дела — Стивом Джобсом и Стивом Возняком. Первый созданный ими компьютер позволил вывести фирму на биржу уже в 1980 году. В 1984 году Apple представила самый известный ПК — Macintosh.
Однако Джобс из-за разногласий с партнерами уже в 1985 году ушел из компании. Отсутствие инновационных идей, а также провалы в запуске некоторых продуктов, привели к тому, что в 1997 году двухлетние убытки Apple превысили 1,86 млрд долларов. Стива попросили вернуться… И в 2001 году фирма представила первый успешный коммерческий проект — плейер iPod, в 2007 году — iPhone, в 2010 году — планшетный компьютер iPad.
Технические характеристики флагманов того времени поражали: например, iPod, напоминавший внешне колоду игральных карт, мог проработать до 10 часов без подзарядки, а загрузка 1000 песен в память гаджета занимала всего 10 минут (для сравнения: аналогичные продукты прогружались до 5 часов).
И все это было создано за пять месяцев до Рождества: один из создателей iPod через 20 лет после запуска продукта вспоминал, что работа над проектом «кипела» круглосуточно, семь дней в неделю!
При этом создатели новинки не чурались креатива:
— инженер Джон Рубинштейн однажды на выставке Macworld на стенде Toshiba нашел крошечный HDD, размер которого был всего 1,8 дюйма и емкость 5Гб (у конкурирующих плееров того периода, отмечает Hi-tech.mail.ru, стояли 2,5-дюймовые «харды») — именно этот жесткий диск и был использован «яблочниками» для технической начинки будущего музыкального прорыва;
— знаменитое колесо управления появилось благодаря старшему вице-президенту Apple по международному маркетингу продуктов Филу Шиллеру, который, используя идею прокрутки контента в компьютерных мышках и старых рабочих станциях, предложил Джобсу поставить в iPod круг для смены музыкальных композиций.
Как добились успеха?
Все просто:
— грамотная рекламная кампания за 75 миллионов долларов, формирующая образы успешных людей, использующих инновационное устройство, которое стоило (по тем временам) не так дорого;
— применение на первых порах не только собственных наработок (Apple не боялась входить в коллаборации с другими крупными IT-компаниями, но если те предоставляли более качественные продукты по более низким ценам).
Более того, как пишет тот же Кристенсен при появлении подрывных инноваций старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше проходила конкуренция, теряют своё значение. Вспомним судьбу Nokia, Vertu, Blackberry.
А как обстоят дела в России?
Наиболее известной национальной IT-компанией считается Яндекс. Фирма, основанная Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем, выросла из «поисковика слов». Добившись создания первого сайта, Волож смог привлечь внешнее финансирование проекта от финансовой группы Baring Vostok Capital Partners (BVCP) и московского инвестиционного банка United Financial Group. Полученные средства были использованы логично: поисковые алгоритмы обновили, запустили параллельные сервисы (например, Яндекс.Почта), предусмотрев также еще и формат монетизации проекта. Все это в совокупности и позволило компании обогнать своего официального конкурента — «Рамблер».
То есть, иначе говоря, создатели Яндекса сначала сформировали некий ликвидный продукт, затем — привлекли финансирование и расширили свои возможности (в том числе путем запуска сопряженных экосистемных проектов). Отечественный поисковик стал той самой подрывной инновацией.
Как определить бизнесмену: успешен ли будет предлагаемый инновационный продукт до его официального запуска?
Пожалуй, анализируя историю развития крупных корпораций, топ-менеджменту брендов всегда надо учитывать:
Во-первых, действительно ли формируемый ими тренд является ноу-хау, который спровоцирует спрос? По логике, конечно, запускаемая таким путем новинка должна отвечать нескольким требованиям: удобство, дизайн, отсутствие ранее имеющихся на рынке схожих повторений по более низкой цене.
Во-вторых, насколько сильны личностные качества руководителя корпорации. Как мы видим, договороспособность с конкурентами по привлечению финансирования, внутренний перфекционизм в формировании продукта, нередко являются теми стандартами качества, которые в последующем формируют успех.
В-третьих, своевременна ли та или иная подрывная инновация? Первые планшеты появились еще в 1990-ые годы, но их концепцию тогда никто не понял. Microsoft потратила миллионы долларов на создание своего оригинального планшета, но его разработки были заморожены из-за бесперспективности рынка. И таких примеров можно привести много.
Вы также можете:
Зарегистрировать товарный знак
Внести программу в Реестр отечественного ПО
Оформить патент на изобретение и полезную модель
Оформить патент на промышленный образец (дизайн)
Получите скидку 1000 рублей на первую заявку по промокоду ZENW1