Википедия определяет: «Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος – сущее, то, что существует + λόγος – учение, наука) – учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой».
Соответственно, наш интеллект должен быть «заточен» под вопрос «как жить?» (проблема существования в заданной среде): выжить (адаптироваться, приспособиться), жить хорошо, богато, эффективно, удовлетворяя свои потребности, достигая целей материального благополучия…
Первостепенным становиться экономический аспект интеллекта, а при наличии определенных способностей и черт характера – предпринимательский.
Социальный интеллект идет следом, поскольку социальные отношения взаимосвязаны с экономическими, и социум (группа, коллектив, общество) – это среда нашего обитания.
Гносеология (теория познания) – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Здесь возникает вопрос успешности субъективного (личностного, индивидуального) познания окружающего (объективного) мира; того насколько адекватна его ментальная модель; как мы развиваемся в познании определенных объектов мира. Например, за последние десятилетия люди значительно обогатили медицинские знания и умения. Недавно я прочел статью одного опытного врача, в которой он сравнивает возможности лечения больных в то время, когда он начал работать как молодой специалист и в настоящее время. При этом он сожалеет о тех больных, которых современная медицина могла бы спасти.
Развитый интеллект восприятия действительности и, конечно, интеллект мышления (продукционный интеллект) определяют успешность познания, возможность получения истинных знаний о бытии.
Получается, что гносеология возвышается над онтологией. И нежелательно, чтобы в нашей жизни получилось как в песне Пугачевой «Волшебник-недоучка».
НО! Над ними возвышается еще одна составляющая – идеология!!!
В Википедии читаем: «Идеоло́гия (греч. ἰδεολογία; от ἰδέα «прообраз, идея» + λόγος «слово, разум, учение») – система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений – и выступает формой санкционирования существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии) или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений); идеология и форма общественного сознания – составные части культуры, духовного производства».
Господствующая идеология через систему идей, взглядов, принципов формирует познание (гносеология) и бытие (онтология) i-го субъекта (группы, коллектива, общности, нации, общества).
То есть интеллект восприятия действительности с его ментальными стратегическими, концептуальными моделями будет формировать работу всей интеллектуальной системы.
Отсюда следует, что формирование (корректировку, развитие) интеллекта с точки зрения сочетания трех философских подходов следует начинать с его мировоззренческой части, под «оком» которой будет строиться интеллектуальная система познания мира, а на базе последней осуществляться наше бытие.
Этим в принципе и занимаются современные мировые господствующие силы, всяческие явные и тайные правительства. Результат мы видим.
Ссылки на мои книги:
1. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа»
https://ridero.ru/books/intellekt_i_informaciya_naznachenie_soderzhanie_rabota/
2. Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие
https://ridero.ru/books/intellektualnyi_kapital_soderzhanie_i_formirovanie/
3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию»
https://ridero.ru/books/razvivai_intellekt_vospriyatiya/
4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»
https://ridero.ru/books/razvivai_emocionalnyi_intellekt_nasha_zhizn_eto_emocii/
5. «Мышление в системе интеллекта»
https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/
5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»
https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/
Прочту познавательные лекции в Казани:
1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»
2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»
3. «МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТА»
4. «МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»
5. «ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ»/