Найти тему

В Самару! "Моральный кодекс чекиста" и ведомственная иерархия в Доме командного состава ОГПУ

С конца 19-го века улицу Степана Разина – дореволюционную Вознесенскую – можно было назвать улицей юристов. Здесь соседствовал цвет самарской юриспруденции - нотариусы Михаил Афанасьев и Александр Смирнов-Треплев, присяжные поверенные Карл Позерн, Егор Тимрот и Дмитрий Кишкин.

Дом комсостава ОГПУ считается первым постконструктивистским зданием в Самаре
Дом комсостава ОГПУ считается первым постконструктивистским зданием в Самаре

А в 1920-е годы Степана Разина «перепрофилировалась» в улицу чекистов. Основной задачей главной политической спецслужбы нового государства стала, согласно Конституции, «деятельность по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, по обеспечению государственной безопасности и борьбе с чуждыми советской власти элементами.»

Самарские чекисты. В среднем ряду пятый слева - начальник Самарского ОГПУ А.Т. Стельмахович.
Самарские чекисты. В среднем ряду пятый слева - начальник Самарского ОГПУ А.Т. Стельмахович.

Кадровый состав новой грозной структуры профессионального образования не имел, так что руководством в работе служила вышедшая в июле 1918-го года большим тиражом "Памятка сотрудникам ЧК", указывающая,«что должен помнить каждый комиссар, следователь, разведчик работая по розыску:
-Быть всегда корректным, вежливым, скромным, находчивым. Не кричать, быть мягким, но, однако, нужно знать, где проявлять твёрдость. Прежде, чем говорить, нужно подумать. На обысках быть предусмотрительным, умело предостерегать несчастье, быть вежливым, точным до пунктуальности.
- Быть чистым и неподкупным, потому что корыстные влечения есть измена Рабоче-крестьянскому государству и вообще народу.
- Если ты узнаешь о небрежности и злоупотреблении, не бей во все колокола, так как этим испортишь дело, а похвально будет, если ты тихо накроешь с поличным, а затем к позорному столбу перед всеми».

Плакат 1932-го года
Плакат 1932-го года

Следуя этому «моральному кодексу чекиста» и переезжая из одного реквизированного дома в другой, самарский ОГПУ к началу 1930-х окончательно обосновался в бывшем особняке Анны Покидышевой на перекрестке улиц Степана Разина и Пионерской, тогда же было принято решение о строительстве целого комплекса для сотрудников ОГПУ (с 1934-го года – НКВД).

Форма сотрудника ОГПУ
Форма сотрудника ОГПУ

На службу в структуру Объединенного государственного политуправления был приглашен молодой архитектор Леонид Волков. Отказаться от такого «высокого доверия» он, конечно, не смог – хотя впоследствии сравнивал этот период работы с хождением по канату над пропастью. Зато в профессиональном плане была очевидна несомненная удача и возможность воплощения самых смелых идей. Комплекс включал в себя Клуб имени Ф.Э. Дзержинского, жилой дом рядовых сотрудников, столовую, госпиталь, больницу и жилой дом командного состава ОГПУ.

Отчет о строительстве
Отчет о строительстве

И если «Дзержинка» - признанный образец «чистого» конструктивизма, то стоящий напротив Дом командного состава стилистически уже соответствует раннему постконструктивизму – первому шагу к расцвету сталинской неоклассики .

Возрожденные элементы парадной классики -  балконы с богатыми балюстрадами, фигурные эркеры, профилированные оконные проемы
Возрожденные элементы парадной классики - балконы с богатыми балюстрадами, фигурные эркеры, профилированные оконные проемы

Впечатляют прежде всего размеры – строгое уравновешенное симметричное здание занимает большую часть квартала. Основа композиции – выступающие по обеим сторонам боковых частей блоки лоджий с балконами цилиндрической формы и два эркера с возвышающейся между ними центральной секцией с фронтоном и большим трехчастным арочным окном. Ступенчатое завершение пятиэтажного здания шестым этажом в центре, чередование «граненых» эркеров с круглыми балконами создают сложную и богатую пластику фасада.

Бывшее прекрасное арочное окно
Бывшее прекрасное арочное окно

Аттиковая стенка над центральной частью отмечена барельефом в виде серпа и молота, большие окна имеют характерную для тех лет окантовку «рубчиком». Что касается планировки – в боковых секциях на одну лестничную клетку приходилось по три двухкомнатных квартиры, а в средних - по одной трёхкомнатной и одной четырёхкомнатной. Как видим, несмотря на декларации всеобщего равенства, планировочная структура чётко отражала существовавшую иерархию ведомства!

Архитектор Леонид Афиногенович Волков
Архитектор Леонид Афиногенович Волков

Еще сохранились сведения о частой смене жильцов в доме комсостава. Так, последний председатель Самарской губернской ЧК и первый начальник Самарского губернского отдела ГПУ Алексей Терентьевич Стельмахович в феврале 1938-го был арестован, 9-го августа приговорен к расстрелу, и в тот же день расстрелян. Так же быстро, как и он сам приводил приговоры в исполнение.

Центральный блок выделен эркерами и у венчан ступенчатым аттиком с барельефом
Центральный блок выделен эркерами и у венчан ступенчатым аттиком с барельефом