Найти тему

Таинственный архитектор

Никто точно не знает, как он выглядел и сколько прожил. Но Рудольф Желязевич сумел оставить после себя нечто большее, чем собственный портрет

До своего самого масштабного проекта он построил казармы Первого учебного морского экипажа в Кронштадте, а в 1844 году выиграл конкурс на сооружение Павловского института. Замысел Желязевича полностью соответствовал требованиям императора, который хотел постройку "без всякой роскоши".

Проект архитектора соответственно требовал и меньше финансовых вложений, нежели идеи конкурентов. Это, кстати, привело к неожиданному эффекту: сэкономив на отделочных материалах при создании двух верхних этажей, Желязевич использовал интересное сочетание кирпича с оштукатуренными частями фасада. Позже, при перестройке пожарной части в Санкт-Петербурге, архитектор и вовсе откажется от штукатурки и создаст один из первых примеров "кирпичного стиля".

Также Желязевич приложил руку к строительству корпусов в комплексе казарм лейб-гвардии Конного полка, а ещё чуть позже создал красивейшее здание "Пассажа" на Невском проспекте.

-2

На железной дороге

Главным делом жизни Рудольфа Андреевича стала работа на железной дороге между Петербургом и Москвой. Он был инспектором её строительства, создавал проекты станционных зданий, а также руководил возведением Николаевского вокзала.

Из-за пристрастия Николая I к порядку и стандартизации решено было строить типовые вокзалы четырёх категорий. I и II спроектировал именно Желязевич: такие вокзалы построили в Твери, Любани и Бологом. Здания I класса были 115 метров в длину и одноэтажные, а II класса — 86,7 метра, но двухэтажные.

Вокзал Тверь
Вокзал Тверь
Вокзал Любань
Вокзал Любань
Вокзал Бологое
Вокзал Бологое

Помимо этого, архитектор спроектировал для станций круглые паровозные депо с поворотным кругом и стеклянным куполом. Первое из них возвели в Петербурге ещё в 1847 году, а в 1849 году подобное появилось и в Москве. Оно отличалось металлическим куполом.

-6

Вообще первая отечественная железная дорога строилась как цельный архитектурный ансамбль, и Желязевич сыграл в этом важнейшую роль: именно он отвечал за стилистическое и инженерное единство сооружений.

Рудольф Андреевич оставил богатое архитектурное наследие. Но, увы, нам неизвестно, как он выглядел. Говорят, последний портрет архитектора сгорел при пожаре в блокадном Ленинграде. К его творениям время оказалось более благосклонно: многие из созданных им зданий мы можем увидеть до сих пор. Они продолжают служить людям.