Бухгалтеры положительно оценивают тенденции в налоговых проверках и документообороте с ФНС. Но есть тренд, который многих смущает. Это показал опрос, который провела редакция журнала «Главбух».
Электронный документооборот
ФНС все больше внедряет электронный документооборот. Например, разрабатывает форматы электронной первички, переходит на электронные доверенности. 89 процентов бухгалтеров заявили, что им это удобно. В электронных документах меньше ошибок. Кроме того, такие документы автоматически подгружаются в учетную программу. Не нужно хранить
бумажный архив.
Рискориентированный подход
Налоговики не приходят с проверками ко всем подряд. Углубленно проверяют только тех, у кого заподозрили нарушения. А риск нарушений выявляют по отчетности и другим данным, которые есть в ФНС. Выездную проверку налоговики назначат, только если компания отказалась сдавать уточненки и доплачивать налоги в бюджет. 76 процентов бухгалтеров поддерживают такой подход.
Расчет налогов
ФНС берется считать налоги самостоятельно. Например, это налог для самозанятых. А с июля 2022 года появился новый спецрежим — АУСН. На этом спецрежиме налог рассчитывается автоматически на основании поступлений и списаний со счета, а также данных ККТ. Для бухгалтера это упрощает работу. Бухгалтерии нужно только проверить данные, которые учли налоговики, ввести доходы, полученные в неденежной форме, а также передать банку данные по НДФЛ и необлагаемым выплатам по взносам. Тем не менее бухгалтеры пока настороженно относятся к ситуации, когда налоги считает ФНС. 70 процентов считают более надежным вариант, когда налоги рассчитывает компания.
Удобство работы с налоговиками
Больше половины бухгалтеров думают, что в целом с налоговой сейчас комфортнее работать, чем 10 лет назад. Такой ответ дали 55 процентов участников опроса. Только 25 процентов ваших коллег считают по-другому. Остальные не знают, что было 10 лет назад, поскольку тогда еще не работали бухгалтерами.
Из материалов журнала «Главбух»