Найти тему
Vostok Today

Дальневосточная промышленность поднимается из-под санкций

В макрорегионе возобновляется нефтедобыча и отмечается рост судоремонта

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Банк России подготовил доклад «Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России», в котором том числе рассказал о состоянии ключевых отраслей дальневосточной экономики. Подробности — в материале ИА Vostok.Today.

Базовый сектор региона — нефтедобыча постепенно справляется с последствиями санкций.

Азиатский спрос и налоговые новации

После перевода в октябре одного из шельфовых проектов в Сахалинской области в российскую юрисдикцию возобновилась отгрузка нефти. В конце октября — ноября было отгружено восемь танкеров с нефтью. В феврале следующего года ожидается возобновление бурения новых скважин. Ключевым фактором поддержки добычи является высокий спрос со стороны азиатских рынков.

По этой же причине в макрорегионе держатся высокие темпы добычи угля. Однако, по оценке аналитиков ЦБ, объемы в октябре были ниже плановых из-за ограничений со стороны железнодорожной инфраструктуры. Якутские угледобывающие предприятия в октябре увеличили долю экспорта по морю, но такая логистическая схема выгодна только в отношении коксующегося угля. Энергетический уголь, который в три раза дешевле коксующегося, накапливался на складах.

Алмазодобывающей компании помогли налоговые новации. «Алроса» в октябре через банки начала реализовывать на внутреннем рынке бриллианты для инвестиционных целей. С октября был отменен НДС на их покупку банками для физических лиц. Кредитные организации отмечали умеренный спрос инвесторов на такие активы.

Ранее мы писали: Россия и Китай открывают новые контейнерные маршруты

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Взрывной судоремонт

Другая бюджетообразующая отрасль — судостроение и судоремонт показывает ускорение роста. В Приморском крае за десять месяцев объем судоремонтных работ вырос почти в три раза в годовом выражении. Крупный судоремонтный завод рассказал об увеличении объемов ремонта рыбопромыслового флота. По оценке аналитиков, это связано с тем, что из-за антиковидных мер в Китае предприятия, на которых ранее преимущественно осуществлялся ремонт, отказывались от приема иностранных судов. Кроме того, с рынка ушел ряд европейских перевозчиков и на смену им пришли азиатские компании. Этот фактор в совокупности с ростом грузооборота привел к росту эксплуатации буксиров и танкеров, которые ранее не использовались. Как следствие — увеличился спрос на их ремонт.

Некоторые предприятия расширяют сотрудничество с судоверфью федерального значения и наращивают объем госзаказа. В целом судоремонтные и судостроительные предприятия говорят об обеспеченности заказами на следующий год.

Вызовы логистики

Похоже, что с последствиями кризиса справляется и транспортный сектор. В октябре грузооборот дальневосточных портов достиг рекордного уровня. В первой половине ноября вывоз контейнеров из портов вырос на 20% в годовом выражении. Это связано с увеличением объемов перевозок контейнеров в полувагонах.

Загрузка портов оставалась высокой, при этом сохранялся недостаток платформ для перевозки контейнеров. Причина — превышение объема импортных грузов над экспортными и запрет на передвижение порожних составов.

Вместе с тем появляются новые негативные факторы влияния на грузооборот портов. Они связаны со сменой стандартизированного флота. Это привело к росту трафика в портах. В октябре срок ожидания судов на рейде достигал 30 дней. Из-за простоев сроки поставок из Китая увеличились до трех месяцев и побили антирекорд 2020 года.

На эту же проблему обращает внимание генеральный директор холдинга «Стратег» Николай Тушин.

«С рынка ушли глобальные игроки, и на их место пришли азиатские компании меньшего калибра. Они располагают судами гораздо меньшей ёмкости. На конец 2021 года средняя емкость судов составляла 2 500 TEU, на август 2022 года — 650 TEU», — информирует Тушин.

По словам эксперта, соответственно увеличивается трудость обработки в портах. К тому же сказывается меньший опыт и слабое развитие информационных технологий у новых игроков. Что приводит к снижению уровня сервиса.

«Все это выливается в дефицит терминальных мощностей, увеличение оборота контейнеров и замедление движения», — резюмирует генеральный директор компании «Стратег».

Читать статью на Vostok.Today

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала