Найти тему
Eurasia Inheritors

ЦАР: между импортозамещением и экспортной ориентацией. Часть 1.

Автор: Сергей Солодовник

Каждая страна и каждый регион с догоняющим развитием сталкивается с дилеммой: либо импорт замещать, либо экспорт накачивать. Уже более 30 лет страны Сердца Евразии пытаются определиться с этим выбором. Значит, надо исследовать и возможности, и ловушки на этом пути.

Начнём наше исследование с замещения импорта. По правилам бухгалтерии, которая отвечает за внешние счета страны, это всего лишь выведение баланса в ноль по статье импорт – экспорт. Если мы слишком много покупаем тех товаров, которые можем легко или слегка напрягшись, произвести в собственной налоговой юрисдикции, то надо поощрять производство этих самых товаров. У нас, на родине.
Ну если кофе почему-то не растёт в степях Евразии, значит надо посмотреть на те позиции, которые у нас могут быть произведены не с такими героическими усилиями. Но далее – уже не бухгалтерия. А геополитика.
Если мы ожидаем прекращения торговых связей с другой страной, или с блоком стран, то надо напрячься и попытаться заместить импорт критического характера из этих стран. Если у нас в руководстве развито чувство осаждённой крепости, то необходимо вообще стать самодостаточной экономикой. Были такие прецеденты в мировой практике за последний век?
Обычно рассказывают про СССР периода Сталина, про КНДР после 1991 года, или про Кубу времён Фиделя. Но это журналистское клише. Сталин сначала получал из США крупнейшие заводы в формате «под ключ», а до 22 июня 1941 года вывозил из нацистской Германии металлообрабатывающие станки, оборудование для химической промышленности, да и прочее, что позволило взять Берлин в 1945 году. КНДР получало технологии критического значения в области ракет и ядерных технологий от всего мира, это у них до сих пор государственная тайна. Ну а Куба времён Фиделя обижалась на руководство СССР, которое не допустила раскрытия секретов производства ядерных боеприпасов, в остальном все были довольны.
Сделаем краткий вывод. Полная автаркия с тотальным импортозамещением не была возможна уже в первой половине 20 века, со старым третьим технологическим укладом. Тем более это невозможно сегодня, когда мир переходит на пятый – шестой уровень.
Что в сухом остатке? Чтобы не платить столь много за импорт, можно либо урезать потребности своего населения, либо заменить внешние поставки. Приучить своих женщин обходиться без импортных шампуней и надёжных прокладок, создав очень плохонькие, но свои – это путь к социальной революции. Что опыт последних лет СССР неплохо доказал.
Два пункта прогнозного характера. Если по геополитическим соображениям одна из стран ЦАР понимает, что будущим противником будет сосед, то надо срочно заместить импорт от этого соседа внутренним производством. Наверное, это и есть подготовка к войне. Вывод из этого пункта прост: если ты хочешь предотвратить войну с соседом, попытайся наладить такую промышленную кооперацию, чтобы без его запчастей – тебе никак не жилось, но и взаимно – чтобы без твоего продукта экспортного характера на его юрисдикцию, чтобы там всё остановилось и заглохло.
Сделать и продумать это непросто, но результат весьма очевиден: воевать будет заведомо невыгоднее, чем договариваться и жить в мире. Пусть и со стиснутыми зубами.
Второй вывод такой же простой, но сложный для исполнения. Если выстраивать региональную сопротивляемость, чтобы ЦАР смог выстоять против внешних угроз, требуется кооперация с разнесением производств и товарных потоков между странами. Если сложно выражаюсь, то поясню на примере галош: они в Сердце Евразии нужны всем, от осёдлых жителей Ферганы до кочевников Великой Степи.
Итак, основа – нефть, она есть в Узбекистане. Гудронизация производится в Таджикистане, там много электроэнергии. Галоши надо сажать на валенки, скот стрижётся в Казахстане. Тканая основа – изнутри, а также дизайнерский рисунок на основе ковроткачества делается в Туркменистане. Финальная сборка и дистрибьюция по региону производится в Кыргызстане, самой слабой стране, которую никто не обвинит в монополизме.
И кстати: в финансовых потоках все в долях, равно как и в покрытии маркетинговых рисков. На основе исламского банкинга. А кто из стран Сердца Евразии против основополагающего принципа ислама: не давай денег в рост?
Необходимый постскриптум. Тут появляется тот самый бухгалтер, в лице Министра Финансов любой из стран ЦАР, с поясняющими таблицами. Согласно которым импорт пары галош из КНР стоит 1.05 американских убитых енотов, из Ирана – 1.10, из Пакистана 1.15, даже из России 1.20, а по нашему – вашему бизнес плану это будет не меньше 1.50!
Бухгалтера надо отправить лесом, если политкорректно – заставить пересчитать заокеанские условные денежные единицы по ППС – паритету покупательной способности местной валюты. Ведь если биржевой курс примерно 463 тенге Казахстана за доллар, то даже через кросс – курс Биг-Мака он составит 165. Примерно на две трети, или на 65%+ тенге недооценён по Паритету Покупательной Способности.
А нам бухгалтер докладывал, что из Китая выгоднее импортировать галоши, они там стоят на типа 45% дешевле… А нас тут вырисовывается запас в виде прямой прибыли в плюс на 20%! И это мы очень сильно сверху нахлестнули на бизнес – план в Сердце Евразии. Считать надо геополитически, вот и весь сказ. С учётом цены рабочей силы, которая через ППС и считается весьма интегрально.
А также прибавить надобно коэффициенты в виде сбора налогов с бизнеса напрямую в нашу азиатскую родную отечественную казну, косвенных налогов, которые наши родные работяги выплатят на акцизные товары и на НДС, да и многое ещё другое. За землепользование, за лицензии, за энергопотребление, за … (всё что у нас придумано и придумаем ещё, но без фанатизма, чтобы родной бизнес не придушить на корню).
И мой прогноз: бухгалтер запросит пощады, и будет много раз повторять, что очень ошибся и сильно виноват. Просто надо считать по методике реального целевого импортозамещения, а не по методичкам Вашингтонского консенсуса. И иметь длинную волю, как завещал Чингисхан.

С другими статьями можно ознакомиться на сайте, в ВК и Телеграм.