С 2023 года в РАНХиГСе появится новая учебная программа по подготовке журналистов-пропагандистов.
Представители фонда “Русский мир” составили учебный план для нового факультета журналистики Института правовой и национальной безопасности РАНХиГС. Как сообщает телеграм-канал Можем объяснить, в распоряжение которого попал документ, направление должно открыться в сентябре 2023 года. Подлинность информации о новом направлении ресурсу подтвердили сотрудники вуза. Однако никаких официальных заявлений со стороны администрации не было. Печатей или подписей на документах нет.
Мы выяснили, что ожидает студентов журфака Президентской академии в будущем и как изменилась работа факультетов медиа в вузах столицы за последний год.
Нет - “свободным наукам”, да - национальной безопасности
Согласно сообщению, опубликованному в телеграм-канале медиа, целью образовательного проекта является подготовка кадров, поддерживающих государственные интересы в медиапространстве.
Программа будет опираться «на разрабатываемую в Институте права и национальной безопасности концепцию лингвобезопасности, включающей способы противодействия деструктивным информационным потокам в медиасреде.
По тексту методички русофобия, дискредитация российской армии и ВС РФ, пропаганда нетрадиционных ценностей и фальсификация исторической памяти относятся к сведениям, разрушающим национальные устои.
Составителями образовательной программы Можем объяснить называют фонд “Русский мир”, президентом правления которого является внук министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова Вячеслав Никонов.
Вячеслав Никонов - постоянный член партии “Единая Россия”, президент фондов «Политика», «Единство во имя России», главредом журнала «Стратегия России», декан факультета государственного управления МГУ и первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам.
Никонов автор ряда образовательных инициатив: в 2018 году депутат подготовил законопроект “Об изучении родных языков”, согласно которому русский язык и языки национальных республик становятся обязательной частью программы обучения школьников.
Депутат известный пропагандист: он не раз посещал студию Владимира Соловьева, где обсуждал “украинский вопрос” и проблемы русско-американского сотрудничества. На протяжении 4 лет Никонов работает ведущим программы “Большая игра” на 1 канале, где “анализируются события мировой недели”.
Авторству внука Молотова принадлежат книги по американистике, истории России и теории и практики лидерства: в 2015 – 2020 годах вышли в свет крупные монографии «Октябрь 1917», «Лидерство по-русски», «Современный мир и его истоки», «Код цивилизации», «Крушение России. 1917», «Беспамятство. Кто начал Вторую мировую войну», «Российская цивилизация».
Помимо господина Никонова в совет фонда входят глава МИД Сергей Лавров, министр просвещения Сергей Кравцов, министр культуры Ольга Любимова, министр науки Валерий Фальков, а также пропагандистка Маргарита Симоньян - сообщает интернет-издание The Insider*.
На просьбу прокомментировать открытие нового направления обучения фонд никакого ответа пока не дал.
Мы связались с секретарем директора Института правовой и национальной безопасности РАНХиГС (ИПНБ), однако ничего узнать о программе не удалось. «Сейчас этой кафедры нет, но она в планах. Когда она появится, мы с вами свяжемся» – никакой дополнительной информации от института мы не получили.
“В Институте правовой и национальной безопасности данное направление не реализуется” - сообщили в Центральной приемной комиссии Президентской академии.
Что примечательно, в июле 2022 года РАНХиГС закрыл программу Liberal Arts - факультета “Свободных наук и искусств”. Прокуратура обвинила создателей факультета в «подрыве традиционных ценностей». Полностью упразднять программу не стали, но переименовали в “Широкий бакалавриат”. Он сохранил бóльшую часть функций своего предшественника, однако часть ряда направлений притерпел изменения - среди них оказалась «Медиажурналистика».
Вуз удалил материалы с сайта, касающиеся описания этой системы.
Студенты РАНХиГСа посмеиваются, называя себя выпускниками «широкого бакалавриата», название которого настолько же неопределенное, насколько и их будущее. Многие из молодых людей возмущены происходящим. Как отметила студентка, пожелавшая остаться анонимной, “такая цензура в гуманитарной области не дает нормально реализовывать образовательный процесс”.
Однако такая история не первая и точно не последняя. Уже почти год в СПбГУ пытаются закрыть факультет Liberal Arts. В октябре объявили о его окончательной ликвидации, но до сих пор этого так и не произошло. Студенты «свободных искусств» в Петербурге пытаются отвоевать право учиться на своем факультете.
“Готовься к цензуре смолоду”
Подобные изменения коснулись и других вузов России. Студенты все чаще говорят об ужесточающейся цензуре, отчислениях и увольнениях. За последний год количество скандалов в топовых вузах увеличилось в разы.
В Высшей школе экономики летом прошлого года сменился ректор. Новый глава вуза, Никита Анисимов, активно сотрудничает с властями, фундаментально изменяя политику учебного заведения на глазах.
Летом в ВШЭ создали отдельный курс по пропаганде. Теперь все желающие студенты могут попасть на этот модуль и научиться «строить "собственные пропагандистские схемы и структуры" и использовать элементы пропаганды на практике». Безусловно, разбираться в инструментах пропаганды хороший навык. Однако какие реальные навыки и знания получат на выходе студенты – пока неизвестно .
«В Вышке стало мрачно. То, какой она была, когда я поступала, и то, какая она сейчас – совершенно разные вещи. Больно смотреть как место, которое стало тебе родным, медленно превращается в муравейник со злыми, недовольными и скрытными людьми. Вышка всегда была либеральной и открытой, я любила ее за это. Я любила атмосферу объединенности и целеустремленности. Теперь же я просто хочу поскорее выпуститься» – отмечает студентка 3 курса НИУ ВШЭ.
Изменения не обошли старейший вуз России.
В марте Новая газета сообщила о закрытии модуля политической журналистики в МГУ. По словам администрации, это необходимо «для оптимизации» учебного процесса.
В сентябре текущего года на журфаке МГУ разгорелся скандал. Поводом послужило публичное выступление студента в поддержку действий России в Украине в стенах вуза. Две студентки выразили протест против этой акции в чате студентов в социальной сети. Они обвинили молодого человека в незаконной агитации - высказывание политической позиции в стенах университета противоречит правилам вуза. Руководство вуза посчитало высказывание девушек оскорбительными и неуместными в текущей политической обстановке.По решению этической комиссии девушки были исключены.
Декан факультета Елена Вартанова заявила, «что они [девушки] позорят вуз, что угрожают не только студентам, но и вузу». Что примечательно, кворум критиков среди членов комиссии не собирался: решение об исключении приняла сама Елена Вартанова.
В поддержку отчисления девушек высказались представители власти. Так бывший министр культуры РФ, Владимир Мединский, защищая студента-агитатора, осудил выступивших против исключения преподавателей, назвав их “либеральными тварями”. Он заявил, что журфак главного университета страны ведет антироссийскую деятельность.
Однако либеральная деятельность уже давно перестала быть маркером МГУ. Преподаватели, не поддерживающие государственную политику, покинули стены вуза. “Они приняли для себя решение о невозможности сотрудничества с государством даже на площадке в МГУ” - рассказывают студенты.
The Insider* выяснил, что руководство журфака давно отказался от встреч с иностранными и независимыми журналистами.
«Когда я училась на факультете, к нам приходил Дмитрий Муратов, приходили журналисты из иностранных СМИ, и это воспринималось как норма. Но в последние годы, наверное, два-три точно, такое стало просто невозможно», — отмечает бывший преподаватель Евгения С. Выбор спикеров для лекций и творческих мастерских теперь жестко ограничен списком, который формирует и одобряет руководство факультета.
Внутри вуза постепенно закручиваются гайки. Студентам приходится обходить стороной политические темы, чтобы не попасть в центр нового конфликта. Журналистика в стенах МГУ превращается в курс сухой теории с градацией “правильной и неправильной профессии”, а практика с каждым днем обретает новые ограничения.
У нас точно есть будущее. Но кто знает, какое оно..
Повсеместно студенты жалуются, что найти практику и работу становится все сложнее. Идти в «запрещенные» СМИ сейчас опасно. Некоторым угрожают отчислением. Те ребята, которые шли на журфак с горящими глазами, теперь боятся за завтрашний день. Журналистика не перестанет существовать, но испытывать на себе последствия быстро меняющейся реальности для многих становится препятствием к выбору профессии.
Можно ли назвать это тенденцией – пока вопрос. Но определенная закономерность точно есть. Ничего удивительного в том, что главные журфаки страны подвергаются перестройке. От того, какими вырастят новых журналистов, зависит успех государственной политики. От образовательной программы и системы будет зависеть представления молодых людей о мире. Журналистика первой ощущает все колебания внутри страны.
Авторы этой статьи тоже студенты журфака. У нас есть возможность наблюдать все изменения изнутри. Пусть пока никто нам не угрожает, а на парах можно аккуратно говорить о войне, мы все равно ощущаем сильное давление. Мы посвятим несколько статей этой проблеме, чтобы разобраться в ней глубже и рассказать вам больше о "внутрянке" столичных вузов.
*Минюстом РФ признан иноагентом