Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ. Битвы асов: счастливая «Мертвая голова» Георга Хантельмана

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Георг фон Хантельман (Georg von Hantelmann; 1898-1924) вступил в авиацию только в последний год войны. Однако его победный взлет был стремительным: всего за 6 месяцев боевой деятельности этот юноша стал самым результативным асом своей эскадрильи Jasta-15. И это несмотря на то, что молодому пруссаку «везло» на встречи с асами противника; а ведь каждая такая схватка с опытным вражеским истребителем грозила Георгу вполне вероятной гибелью...

Когда началась Первая мировая война, 16-летний Георг был еще школьником. Поэтому в армию он смог вступить только по достижении 18-летия, в 1916 году. В качестве кандидата в офицеры его направили в 17-й Брауншвейгский гусарский полк. Это был знаменитый в Пруссии полк так называемых «Гусар смерти». Созданный еще в середине 18-го века, и уже тогда прославившийся в австро-прусской и общеевропейской Семилетней войне, полк и затем не раз отличался в войнах уже 19-го века. Прозвище «Гусары смерти» родилось из особой формы этого полка: гусары 17-го Брауншвейгского носили черные мундиры, а на шапках - большие эмблемы с изображением черепа. Столь экзотический антураж не мог не привлекать внимания молодежи, и молодые «Гусары смерти» очень гордились своей устрашающей эмблемой.

«Мертвая голова» - эмблема «Гусар Смерти» - не изменялась с самого  их появления в середине XVIII века
«Мертвая голова» - эмблема «Гусар Смерти» - не изменялась с самого их появления в середине XVIII века

Хорошо проявивший себя в боях Георг фон Хантельман в 1917 году был производен в офицеры. Однако к тому времени у него наступило разочарование в кавалерийской службе: вместо стремительных рейдов и лихих сабельных рубок вчерашних конников загнали в грязные сырые окопы, превратив в пехоту - в позиционной войне для кавалерии просто не было другого места. И тогда воображение романтичного юноши заняла авиация: ведь проносившиеся в небе над его головой авиаторы были далеки от окопной грязи, и вели бои в кавалерийском духе - стремительными нападениями и головокружительными схватками...

В общем, после получения лейтенантских погон фон Хантельман подал прошение о переводе в авиацию и отправился на лётные курсы. В феврале 1918 по окончании обучения бывшего гусара определили в эскадрилью Jasta-18. Правда, пробыл он в ней недолго: как раз в это время командир «восемнадцатой» Рудольф Бертольд пошел на повышение - возглавил авиаполк JG-II. И «потащил» за собой в новую часть из Jasta-18 лучших асов и наиболее перспективную молодежь. Среди них оказался и Хантельман, уже успевший продемонстрировать Бертольду свои летные способности. На новом месте службы вчерашнего гусара определили во входившую в состав JG-II эскадрилью Jasta-15. Отличительной окраской самолетов 15-й эскадрильи были: красный капот двигателя и синий фюзеляж. И, едва получив свой первый боевой самолет («Альбатрос» D.V), Георг тут же изобразил на его борту череп – эмблему своего прежнего гусарского полка; эта эмблема потом украшала и все его последующие машины.

Истребитель «Альбатрос» D.V, на котором Хантельман начинал свою летную карьеру
Истребитель «Альбатрос» D.V, на котором Хантельман начинал свою летную карьеру

«Альбатрос» в 1918 году считался уже совсем устаревшей машиной; по летным качествам он теперь уступал новым истребителям противника. Наверное поэтому, да еще из-за отсутствия у Хантельмана летного боевого опыта Георг, пока летал на «Альбатросе», успеха не достиг. Лишь освоившись в воздухе и изучив в мае новый Фоккер D.VII (лучший германский истребитель 1-й мировой войны), «гусар смерти» открыл свой победный счет: 6 июня 1918 г. фон Хантельман уничтожил британский легкий бомбардировщик DH.4. А к концу июня Георг довел счет до 5 побед, что по меркам Антанты делало его асом (но не по немецкой системе, по которой летчик считался «каноне» только после 7-й победы).

В начале июля полк JG-II был передислоцирован на новый сектор фронта, который преимущественно занимали американцы. Поэтому почти все последующие победы фон Хантельман одерживал над янки; он стал одним из самых результативных асов, сражавшихся против летчиков США.

Правда, поначалу «работа» на «американском участке фронта» у Хантельмана не заладилась: за июль-август он одержал только одну победу (еще три летчик не смог подтвердить, и они ему не были засчитаны). Поэтому по германской системе Георг стал считаться «каноне» (так немцы называли своих асов) только с утра 12 сентября, когда ему официально записали 7-й вражеский самолет (истребитель СПАД D-XIII ВВС США). А вечером того же дня «гусару» пришлось выдержать настоящий экзамен на звание «каноне»: Хантельману встретился в бою американский ас Дэвид Патнем, имевший на счету 13 воздушных побед.

Истребитель Фоккер D.VII Георга фон Хантельмана, на котором он одержал все свои победы
Истребитель Фоккер D.VII Георга фон Хантельмана, на котором он одержал все свои победы

Дэвид Патнем (David Endicott Putnam; 1898-1918) принадлежал к «сливкам» американского общества. Потомок знаменитого генерала «Войны за независимость» Израиля Патнема, Дэвид обучался в престижнейшем университете Гарварда (выпуск его класса должен был состояться в 1920 г.). Однако жажда приключений не дала студенту завершить обучение: в мае 1917 он сбежал из университета и записался во французский Иностранный Легион. Но быстро осознав, что «пыльная» пехотная служба не для изнеженных денди, Патнем вскоре подал заявление о переводе в авиацию. В декабре 1917 он завершил обучение летному делу, и прибыл во французскую истребительную эскадрилью Spa-94; а в феврале 1918 его перевели в Spa-156. Рьяно взявшись за боевую работу, американец за пять месяцев службы в этой эскадрилье заявил о 12 сбитых им аэропланах; правда из-за жесткой французской системы подсчета побед Дэвиду были засчитаны только 4 сбитых самолета, которые упали на французской территории, и потому могли быть точно идентифицированы. Вечером 1 июня Патнем прибыл в свою новую эскадрилью - Spa-38, и уже на следующий день одержал в ее составе еще две подтвержденные победы. Но затем повторилась та же история, что и в предыдущей эскадрилье: он чуть ли не каждый день заявлял о победе, а то и о двух, но французы упрямо требовали предоставить им в доказательство обломки вражеских самолетов, лежащих на французской территории. В результате из 12 заявок, сделанных Патнемом за 15 дней боев, ему были засчитаны как подтвержденные только 5 побед.

-5

Разозленный «непониманием» американец уже в середине июня уволился с французской службы, и тут же записался в Экспедиционный авиакорпус США, где его, как опытного аса, приняли «с распростертыми объятьями». Патнему сразу присвоили звание 1-го лейтенанта и доверили командование 139-й эскадрильей. Приняв руководство, молодой денди-ас уже 30 июня одержал свою первую в рядах ВВС США воздушную победу. Учитывая, что американцы к тому времени приняли английскую систему подсчета побед, более «либеральную», чем французская, у Патнема особых трудностей с ростом счета больше не было. Правда, командная должность отнимала у офицера много времени, и потому он теперь реже летал, одержав за последующие 2,5 месяца только 5 побед (4 из которых были подтвержденными).

Принадлежность молодого аса к высшему обществу Соединенных Штатов и свойственная многим американцам страсть к рекламе и саморекламе привели к тому, что пресса США раздула результативность Патнема до невероятных размеров. «Приплюсовывая» к его официальному победному счету и число побед неподтвержденных, журналисты объявили Патнема «американским асом из асов», самым результативным летчиком США, якобы сбившим более 30 самолетов противника! В реальности же Патнем имел к моменту встречи с Хантельманом 13 официально подтвержденных побед (последнюю он одержал за час до встречи). И вот в 19 часов 35 минут 12 сентября Патнем вступил в роковой для него поединок с «новичком-каноне» Хантельманом...

Схватка двух асов-ровесников завершилась гибелью американца; «тевтонец» же записал на свой счет 8-ю воздушную победу (вторую за этот день). На следующий день Георг «завалил» еще один американский СПАД, а 14 сентября Хантельман сделал редкий для воздушной войны того времени «хет-трик» - за день «вогнал в землю» еще трех янки (бомбардировщик и два истребителя). И словно для проверки бойцовских качеств молодого «гусара смерти» судьба уготовила ему 16 сентября встречу с другим «крутым» асом противника. На этот раз Хантельман вступил в схватку с одним из лучших французских асов - Морисом Буайо, имевшим на счету 35 подтвержденных воздушных побед!

-6

Морис Буайо (Maurice Boyau; 1888-1918) был большим специалистом по уничтожению разведывательных аэростатов - самых трудных целей для всех истребителей 1-й мировой войны. Уничтожение даже одной «воздушной колбасы» требовало огромного мужества и умения. Ведь аэростаты обороняла целая лавина огня: пулеметов наблюдателей с самого аэростата, зениток с земли, да еще нужно было отбиться от истребителей, охранявших «колбасу», корректировавшую огонь артиллерии... Летчики, уничтожившие хотя бы два-три аэростата, считались настоящими героями; на счету же Мориса Буайо числилось 20 сожженных «колбас», да еще и 15 уничтоженных аэропланов!

Известный довоенный спортсмен-регбист, Морис в начале войны водил грузовик, доставлявший на передовую подкрепления, вооружение и боеприпасы. Однако служба пусть и военного, но все же «извозчика» претила активному Буайо, желавшему сражаться с оружием в руках; и в 1915 году он добился перевода в авиацию. Однако после получения диплома пилота показавшего хорошие результаты Мориса начальство оставило в авиашколе инструктором; оскорбленный таким назначением Буайо завалил командование рапортами с просьбой об отправке на фронт и, в конце концов, добился своего: в начале 1917 года его перевели в эскадрилью N-77, формировавшуюся из бывших спортсменов.

Первую воздушную победу Морис Буайо одержал 16 марта 1917 г.: сопровождая самолет-разведчик, он уничтожил подбиравшийся к его подопечному германский «Авиатик». Свой первый бой с шаром-наблюдателем Буайо провел 23 мая 1917 г.; однако его атака закончилась безуспешно: немцы успели спустить шар на землю. Обескураженный таким результатом, Морис занялся разработкой тактики таких атак, и вскоре начал блестящую серию побед над шарами. 5 июня после уничтожения очередного аэростата Морис чудом избежал пленения: из-за поломки двигателя ему пришлось сесть в тылу врага. Однако Буайо удалось быстро устранить неисправность и вернуться на свой аэродром.

Морис Буайо около своего СПАДа
Морис Буайо около своего СПАДа

Но не только борьба с аэростатами занимала мысли француза; Буайо всерьез занялся еще и отработкой штурмовых ударов по объектам противника. Он придумал и изготовил систему, позволявшую его Ньюпору нести между колесами 5 бомб; эта же система была установлена и на других самолетах 77-й эскадрильи. Таким образом, Буайо стал фактически «отцом французской штурмовой авиации», превратив аэроплан в скоростной истребитель-бомбардировщик. Он же и проверил эффективность «первых штурмовиков» в бою. Именно благодаря разработке Буайо вечером 23 августа 1917 г пятерка Ньюпоров 77-й эскадрильи под его руководством полностью разгромила бомбами вокзал Френ-ан-Сонуа, а на следующий день они же буквально разнесли в пыль вокзал Ампон и аэродром Фрескати... Во всех этих операциях бомбометание проводилось с высоты 200-300 метров на максимальной скорости, после чего следовал второй заход, в котором пулеметным огнем уничтожалась живая сила врага.

Особо Морис отличился 29 мая 1918 года, когда в течение одного боя он одержал тройную победу: сбил 1 аэростат и 2 истребителя прикрытия (правда, подтвердить официально ему удалось только 1 «Альбатрос»). Однако этот бой чуть не закончился для Буайо катастрофой: две разрывные пули пробили его топливный бак и едва не пронзили самого Мориса...

За многочисленные успехи французский летчик был удостоен высшей награды Франции - «Ордена Почетного Легиона». А через три недели после награждения Буайо встретился в воздухе с «Мертвой головой» Хантельмана…

16 сентября Буайо напал на очередной германский аэростат, корректировавший огонь немецкой артиллерии по франко-американским позициям. В стремительной атаке он проскочил сквозь пулеметный огонь с аэростата и с земли, и поджег вражескую «колбасу», которая в пламени рухнула на землю. Но вот оторваться от бросившихся на выручку аэростату нескольких истребителей из Jasta-15 француз не успел. В разыгравшемся маневренном бою опытный Буайо успешно увернулся от атак других немецких истребителей; однако Хантельман сумел «сесть на хвост» СПАДу Мориса, и всадил в него точную очередь. Французский истребитель вспыхнул, потерял управление, рухнул на землю и разбился...

-8

А уже 18 сентября, через день после победы над Буайо, Хантельман встретился в воздухе с еще одним асом – американцем Джозефом Уэнером (Joseph Wehner), имевшим на своем счету 6 воздушных побед. И хотя это был тоже опасный противник, но для Георга, сбившего уже 15 вражеских самолетов и поставившего «точку» в судьбах двух более сильных асов, победа над Уэнером стала просто очередным боевым эпизодом…

За остававшиеся до окончания войны 1,5 месяца Хантельман сбил еще 9 аэропланов. Последней его жертвой стал очередной истребитель СПАД, уничтоженный 4 ноября 1918 г. Таким образом, общий счет Георга фон Хантельмана составил 25 воздушных побед (7 легких бомбардировщиков и 18 истребителей). За такую высокую результативность и победы над целым рядом асов противника лейтенант фон Хантельман был представлен командованием к ордену «Pour le Merite»; однако из-за завершившегося поражением окончания войны эту высшую боевую награду кайзеровской Германии он так и не получил. Поэтому наградной список молодого «каноне» составили только Железные кресты 1-го и 2-го класса, и Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов, полученный Георгом в конце октября 1918 г, за 2-3 недели до перемирия…

Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:

«Авиация Первой мировой войны»

«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»

«Авиация Второй мировой войны»

«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»

Разное - авиационная «солянка»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.