Первым наркомом внутренних дел РСФСР был Алексей Иванович Рыков. В списке правительства, представленного II съезду Советов , он был вторым, вслед за Лениным. Чтобы понять и оценить "девять дней Алексея Рыкова", а именно этот период он пробыл на посту, надо представить атмосферу первых дней победившей революции. Заря новой эры, разрушение власти по телеграфу и радио облетают Россию и мир. Всё новое. Эйфория. Постановление НКВД об организации рабочей милиции от 10 ноября 1917 года вводится Рыковым в действие по телеграфу, через день свободные жилища передаются в ведение городов. Вот и всё, что он успел сделать.
30 ноября 1917 года наркомом назначен Григорий Иванович Петровский. Он наиболее подходил, как бывший депутат IV Государственной думы, хорошо знавший структуру госаппарата императорской России. Григорий Иванович вполне справлялся и несмотря на проделанную работу, его уже в 1919 году посылают на Украину, где избирают председателем Всеукраинского ЦИК.
Назначение Феликса Эдмундовича Дзержинского на пост наркома означало фактическое объединение двух органов. 11 июня 1919 года коллегия НКВД обсудила доклад Дзержинского "О предстоящей реорганизации НКВД". Сливались некоторые отделы наркомата и ВЧК, ветеринария передавалась в Наркомзем, бюджетные службы - в Наркомфин. В это время складывается и система исправительно-трудовых учреждений. Осенью 1922 года они передаются в ведение НКВД, во вновь созданное Главное управление мест заключения.
Для практического руководства работой НКВД из-за огромного количества поручений и должностей времени у Дзержинского почти не оставалось. Реально руководили НКВД первые заместители - до 1921 года М. Ф. Владимирский, затем А. Г. Белобородов. Феликс Эдмундович был, несомненно, выдающимся руководителем.
После гражданской войны уточнённые и суженные функции упразднённой ВЧК ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) передал Государственному политическому управлению (ГПУ) при НКВД под руководством Дзержинского. После его ухода с поста наркома эти органы вновь разделяются, и он остаётся председателем ОГПУ. В 1924 году Дзержинский пишет записку в Политбюро, где предлагает для борьбы с бандитизмом подчинить ОГПУ в оперативном порядке милицию и уголовный розыск и разрешить управлению внесудебное рассмотрение дел всех участников бандитских налётов. Оба эти предложения встретили в те времена решительное сопротивление.
Ярыми противниками предложений Дзержинского были нарком иностранных дел Г. В. Чичерин и нарком юстиции Н. В. Крылов. Тем не менее Политбюро ЦК и Президиум ЦИК согласились с предложением. Но. решающее слово было за Сталиным. И за его установками.
Сталин знал о том, что старые большевики считали Дзержинского одним из вероятных преемников Ленина. "Железный Феликс", как называли Дзержинского, в свою очередь, прекрасно осознавал гибельность сталинского курса. Дзержинский в эти дни пишет члену Политбюро ЦК ВКП (б) В. В. Куйбышеву: "Я знаю, что мои выступления могут укрепить тех, кто наверняка поведёт партию в сторону гибели, т. е. Льва Троцкого, Зиновьева, Пятакова, Шляпникова. Как же мне, однако, быть? Если мы не найдём правильной линии и темпа - оппозиция наша будет расти, и страна найдёт тогда своего диктатора - похоронщика революции, какие бы красные перья ни были на его костюме ... От этих противоречий устал и я". Через 17 дней Дзержинского не стало. Смелый был человек! В Петрограде ходили слухи, что его убили как конкурента в борьбе за власть в молодой Советской Республике.
В 1923 году наркомат возглавил А. Г. Белобородов. Это он в восемнадцатом году, как председатель Уральского областного Совета, подписал приказ о казни царской семьи. Документы свидетельствуют о высокой степени доверия, которое оказывавшегося ему Лениным. В следующем году его с самыми широкими полномочиями Совета обороны отправляют на Дон, в район Вёщенского восстания казаков.
На освободившееся место наркома был назначен мало известный В. Н. Толмачёв, работавший перед этим заместителем председателя Северо-Кавказского крайисполкома.
Толмачёв и Белобородов будут расстреляны как оппозиционеры в 1937 и 1938 годах, соответственно. А Рыков и Ягода - первые наркомы РСФСР и СССР - сидели на одной скамье подсудимых и уничтожены в том же 1938 году. Чуть позднее, в сороковом, расстреляют следующего - Н. И. Ежова.
Нужен был "новый" человек. Им стал Л. Берия. Он уже работал в ЧК и ГПУ.
В конце 1945 года маршал Берия сдал дела С. Н. Круглову и стал курировать МВД и МГБ как заместитель Председателя Совета Министров. 26 июня 1953 года с неожиданным арестом блестящая карьера маршала Берия оборвалась.
Анализ биографий всех наркомов (министров) внутренних дел показывает, что никто из них юристом не был.