Найти тему
Идеономика

Что делать, если ваш бизнес никак не добьется успеха?

Элли Кашетт – основатель и CEO информационного сервиса ConsumerBell.

Много раз случалось, что наш стартап оказывался на грани провала. Мы шутили, что это таракан, своего рода форма жизни, которая просто никак не дохнет. Были времена, когда мы даже не могли оплатить счет провайдера, и однажды из-за этого наш блог просто отрубился. В другой раз один из наших инвесторов вдвое урезал нашу кредитную линию, причем в тот момент, когда мы только что заплатили крупную сумму. А потом был случай, когда наш главный клиент за два дня до начала проекта покончил с собой. Потом покончила с собой жена нашего технического директора.

Практически чудо, что мы дожили и добрались до нынешнего дня. Каждый, кто нас знает, скажет, что с чудесами у нас все было в порядке, и большинство стартапов, которые добираются до нашего уровня, могут похвастаться тем же – рассказами о годах, когда основателям компании приходилось подрабатывать на стороне, а сотрудников практически полностью увольняли. Мы пережили два урагана и одно землетрясение. Много проблем случилось в первый год нашей работы, когда мы должны были думать только о продукте.

У молодоженов часто спрашивают: «Ну, когда вы заведете детей?» У основателей стартапа тоже спрашивают: вы собираетесь проводить IPO или провести еще один раунд привлечения средств? Когда же у вас начнется взрывной рост? Иногда до этого просто не доходит, или же это требует очень много времени, как у Pandora или Tumblr. Чтобы добиться возможности взрывного роста, нужно сначала до этого дожить и выполнить массу других условий. Короче говоря, дышите спокойнее.

Но в какой-то момент что-то меняется: основателю становится скучно, компания начинает зарабатывать деньги так, как не было предусмотрено изначальным планом, или денег становится мало, но не так мало, чтобы оправдать закрытие компании. Иногда у стартапа все в порядке с финансированием, но путь к успеху просто не просматривается, и приходится вернуть деньги инвесторам; иногда меняется рынок или отрасль, и то, что было «большой идеей», становится лишь мелкой функцией (хотя бывает и наоборот). Не каждый стартап способен стать новым Facebook, но не каждый и терпит поражение. Есть множество стартапов на промежуточной стадии, в чистилище успеха, которые ждут правильного инвестора, нового CEO или перемен на рынке.

Чем заняться в это время команде и основателям?

1. Отпуск

Из того, что я слышала, основатели, которые берут отпуск или на время отходят от дел, возвращаются вдохновленными и освежившимися. И это понятно: после колоссальной нехватки сна и неспособности разделить работу и личную жизнь шаг назад часто напоминает предпринимателю о том, чего он хочет в личной жизни, дает ему мотивацию работать дальше. И хотя сперва это может огорчить инвесторов или может показаться пренебрежением к проекту, почти всегда это помогает компании. И будем честны: если компании суждено закрыться, это не произойдет за одну неделю.

2. Наблюдайте и фиксируйте

Затишье или пауза для размышлений также может дать новое вдохновение. Можно перебрать все HR-файлы, дорожные карты по продуктам, разобраться в цифровых активах, очистить почтовые ящики, аккаунты на YouTube и других сайтах, выложить на свой сайт недостающий контент, еще раз проанонсировать что-то в твиттере. Во многих случаях потенциальные покупатели компании хотят видеть все это более упорядоченным. А обычно, когда возникает возможность сделки, основатели компании слишком заняты другими делами, чтобы заняться оргвопросами, так что привести все в порядок заранее дает не только терапевтический эффект, это попросту полезно. И по ходу дела вы можете набрести на новые идеи.

3. Помогите другим стартапам

Уделите часть своего времени помощи другим стартапам на разных стадиях развития. Это освежит вас: вы поделитесь знаниями и заодно расскажете о том, чем вы занимаетесь. Этот рассказ разойдется и, может, принесет вам новые идеи или новых сторонников. Когда кажется, что все потеряно, помощь другим напоминает о том, что есть мир и за пределами стартапа. Это расширяет сознание.

4. Сделайте что-нибудь другое

Основатели стартапов часто расстаются с личной жизнью и даже забывают, что это такое, личная жизнь. Сходите на какой-нибудь семинар, сделайте что-нибудь случайное, съездите с семьей куда-нибудь подальше. Сделайте что-то совершенно необычное, выйдите из роли главы стартапа.

5. Не закрывайте компанию

Основателям airBnb в какой-то момент пришлось торговать хлопьями, чтобы спасти компанию. В первые годы жизни FedEx их CEO играл в блэкджек, чтобы добыть денег на зарплату сотрудникам. Evernote получила инвестицию в $500 000 как раз в тот момент, когда компанию уже решено было закрыть. А Blogger (который Google купил, по слухам, за $20-50 млн) пришлось уволить всех сотрудников, чтобы дожить до продажи. Основатель компании Эван Уильямс после этого создал Twitter. Так что главное, что может сделать основатель стартапа в ситуации, когда успех никак не приходит – это удержать компанию от гибели. И дождаться правильного момента.